Великолукский рубеж

  Три года назад локомотивной службой Октябрьской было принято решение о централизации парка тепловозов 2М62 и 2ТЭ116 и передислокации их из других депо дороги в Великие Луки. Укрупнение парка происходило стремительными темпами, и к 2004 году он удвоился. Особые проблемы в коллективе возникли с освоением новой для депо серии - 2ТЭ116...
  Велик парк, а отступать некуда.
  Утром на ТО-3 поставили
 641-ю машину. По планам старшего мастера Виктора Дроздова, к 20.00 тепловозу должны были сделать весь цикл ремонтных работ, ночью обточить колесные пары и завтра отдать в эксплуатацию. Дизелисты без промедления приступили к делу. Однако ремонт вышел за рамки плана и предполагаемого графика. При визуальном осмотре Михаил Грейдин обнаружил трещину втулки прицепного шатуна. "Молодец!" - похвалил старший мастер и совсем расстроился. Смена цилиндрового комплекта была невозможна по причине отсутствия такового на данный момент. И тепловоз 2ТЭ116-538 сделать в эту смену не удастся. По предварительной информации о неисправности, локомотиву планировали замену шестого тягового двигателя, а при осмотре выяснилось, что менять нужно и четвертый. В запасе был только один опять --в выпуске. Обидно.
     - Ну, вот. А Вы говорили, что у вас все хорошо, - сочувствую Дроздову.
    - В действительности материально-техническое обеспечение в последнее время заметно улучшилось, - подтверждает свои слова Виктор Дмитриевич. - Но случаются, конечно, и сбои. Парк старый, потребность в запасных частях большая. Да и всего, что может выйти из строя, не предусмотришь.
    В цехе ТО-3 - ТР-1 депо Великие Луки как на передовой. Это основное подразделение, от которого зависит обеспечение грузовых перевозок на участке Волоколамск-Резекне. За 28 часов тепловоз должен пройти цикл ТО-3. И уложиться в эту норму слесарям в основном удается, если есть в наличии все необходимые запчасти, даже если ремонт выходит за рамки цикла. А сверхплановые работы здесь - скорее правило, чем исключение. Ведь самому молодому тепловозу 2ТЭ116 приписного парка пятнадцать лет, самому старому - 31 год, ну а средний возраст этой серии переваливает за двадцать. Что это значит для ремонтников, специалистам объяснять не нужно. Первый 2ТЭ116 появился в Великих Луках три года назад, а сейчас этих машин около шестидесяти. Основная серия, предназначенная для грузового движения, обеспечивает перевозки от Волоколамска и Шаховской Московской дороги до западных границ. Грузопоток на этих направлениях значительно возрос. Графиком предусмотрена сдача только по погранпереходу Себеж 18 поездов в сутки, а бывает, что и 22. Возить и возить великолучанам экспортные поезда. Мощные 2ТЭ116, в общем-то, здесь кстати. Если бы не плачевное их техническое состояние, дополнительному парку в Великих Луках, наверное, радовались бы. Но та стремительность, с какой претворялось в жизнь принятое решение о централизации тепловозов, могла смутить любой коллектив. Передислокация велась в режиме блицкрига. За три года парк депо удвоился и сегодня составляет более двухсот тепловозов. Особые проблемы возникли как раз с освоением новой для Великих Лук серии - 2ТЭ116. Ни ремонтной базы, ни специалистов нужной квалификации подготовить не успели. Ремкомплектов к присланным старым машинам, естественно, тоже не прилагалось. 
    Творческий ресурс
    Что было в
локомотивном депо Великие Луки, так это золотые головы и руки. Инженерный и творческий ресурс коллектива полностью реализовался на реконструкции. Заместитель начальника депо по ремонту Владимир Ткачев показывает цех, который собственными силами оборудовали под ремонт ТО-3 - ТР-1, так называемый четвертый сектор.
  - Раньше здесь производили промывку паровозов, за два года собственными силами сделали канавы, эстакады, соответствующую оснастку. Основная заслуга в оснащении - начальника депо
Сергея Анатольевича Васильева, главного инженера Геннадия Александровича Князева, старшего мастера Владимира Петровича Колосова, главного технолога Геннадия Всеволодовича Балакирева. Специалистов тоже подготовили, слесарей по ремонту новой серии тепловозов. И это главное, чем может гордиться наше предприятие, - кадры, - подчеркивает Владимир Сергеевич. Самые лучшие кадры, естественно, на самом сложном участке. Начиная со старшего мастера, самого опытного и авторитетного в депо, Виктора Дроздова. Три года назад его, возглавлявшего цех подъемочного ремонта тепловозов 2М62, бросили на прорыв - на организацию ТО-3 - ТР-1 прибывших "боингов". И до сих пор Виктор Дмитриевич не знает ни праздников, ни выходных, приводя в порядок этот парк, а домашние грозятся купить ему раскладушку и совсем переселить в депо. Наверное, про таких, как Дроздов, говорил мне один из кадровиков предприятия: "Больные люди. Заболевшие железнодорожной болезнью". Под стать старшему и мастер Эдуард Новиков. Четыре года назад пришел он в депо после Великолукского железнодорожного техникума, а сегодня - уже студент первого курса ПГУПСа. Это он, Эдуард, на вопрос, чему больше всего радуется мастер, скажет: "Когда все, что запланировали утром, к вечеру получилось". Видно человека целеустремленного и ответственного... 
    Но сегодняшний день точно не задался. К обеду выяснилось, что и пассажирский ТЭП70, который встал на неплановый ремонт, не уйдет с канавы в ближайшее время. И этот тепловоз обречен стоять в ожидании необходимой запчасти: вышел из строя выхлопной коллектор. А когда ее пришлют, неизвестно ремонтникам. Недавно нужную деталь ждали две недели. Да, все относительно. И явное улучшение материально-технического обеспечения "по сравнению с тем, что было раньше", еще не гарантирует ритмичности и плановости ремонта. И на ближайшую неделю перспективы неизвестны. Всего на три дня работы осталось уплотнительных колец, а фильтров тонкой очистки масла не хватает постоянно. Дефицитные детали Дроздов держит в ящике собственного стола, как последние патроны. Достает оттуда словно драгоценность валики привода водяного насоса.
    - Вот, от одного дефицита мы избавились. Мастера механического цеха сделали сами, пять штук в запасе есть. Еще в механическом освоили выпуск колец газового стыка для всех серий тепловозов. Так постепенно решаем те проблемы, которые можно собственными силами решить, - переводит разговор в положительную плоскость Виктор Дмитриевич. 
  
Чему радуется мастер
    В шкале ценностей, которые радуют мастера,
Дроздов поставил настроение и самочувствие членов коллектива. Как человек поживший и опытный, Виктор Дмитриевич знает, что психологический фактор имеет значение не меньшее, чем организационный. Все здоровы, в семьях все в порядке - значит, порядок будет и в работе. Вчера зарплату дали, так что настроение у всех хорошее. Кроме того, в бригаде Новикова есть особые поводы порадоваться за товарищей. Андрей Тыщенко только что вернулся с конкурса слесарей-электриков Санкт-Петербург-Витебского отделения, где занял третье место. В именинниках ходит и самый молодой член бригады Сергей Цветков - сдал вчера экзамены на четвертый разряд. 
   - Третий год работаю, повышению разряда очень рад, - говорит Сергей. - Зарплата ведь небольшая. Хорошо хоть стабильно платят.
    Тема заработной платы вызывает особое оживление у слесарей по ремонту. И это неудивительно на фоне распоясавшейся к концу года инфляции. Ценники на витринах продовольственных магазинов менялись несколько раз за последние месяцы, а зарплата в цехе, да и во всем депо остается неизменной с лета. Профорг цеха для наглядности подводит меня к стенду с информацией о среднем заработке разных категорий работников предприятия по месяцам.
    - Сами посмотрите, у нас с июля средний не меняется - 6,5 тысячи рублей, - говорит
Сергей Шапкевич. - И вот, кстати, можно сравнить с помощниками машинистов, у которых выходит больше десяти тысяч в месяц. А я помню времена, когда уровень зарплаты был у нас с помощниками одинаковый. И это было справедливо с учетом затрат труда. Теперь сложилась такая ситуация по зарплате, что молодые ребята после техникума в ремонтники не идут. По третьему разряду они едва-едва четыре тысячи получат
   ...Тема зарплаты - самая злободневная для всех работников депо Великие Луки. В последние месяцы разрешенное право на премию здесь используют на 50 процентов, да и то - только для рабочих категорий. Слесарям по ремонту начисляется 22 процента премии вместо 45, на поощрение тяжелого труда в больших размерах не хватает установленного лимита фонда оплаты труда. Его размеры - почти такие же, как в прошлом году, хотя объемы тонно-километровой работы возросли более чем на 13 процентов. Дополнительные объемы обеспечивает все тот же штат локомотивных бригад за счет сверхурочной работы. За одиннадцать месяцев 2004 года переработки составили 80 тысяч часов, в среднем по 190 часов на человека. Сверхурочные, поясняет инженер по труду и заработной плате Михаил Новиков, и "съедают" премиальные. Инженерно-технические работники при этом премий практически не видят.
  
Итоги и перспективы
   Нужно сказать, что сверхурочные не единственная причина нехватки "лимита". Накануне реформирования железнодорожной отрасли депо Великие Луки оказалось в уникальной ситуации. В 2002 году - как раз перед началом укрупнения парка - был закрыт цех ремонта тепловозов Новосокольники. Ненужный штат сократили, бригаду ремонтников стали возить на автобусе на работу в основное депо. Но продолжалось это недолго, по мере передислокации тепловозов из других депо мощностей в Великих Луках стало не хватать. В Новосокольниках снова открыли цех - так сказать, неформально. Ни штатов, ни денег на возобновление здесь ремонта не выделили. Больше года подразделение находилось на нелегальном положении. И только в нынешнем июле служба локомотивного хозяйства нашла возможность обеспечить цеху ТО-3 - ТР-1 в Новосокольниках штат слесарей. Впрочем, мастеров, дефектоскопистов и других необходимых для производства ремонта специалистов до сих пор не предусмотрено. В условиях бюджетирования получить деньги на оплату труда даже одного работника - великая, если не сказать неразрешимая, проблема. По этой причине и в цехе ТО-3 - ТР-1 долгое время не решался вопрос увеличения штата работников. Буквально на днях разрешили принять на работу 12 человек. Желающие нашлись, но... среди них только один имеет квалификацию слесаря. Остальных нужно брать учениками. Один такой ученик "отсеялся" после нескольких смен, просто перестал ходить на работу, условия которой показались новичку неподходящими. Да уж, труд слесарей по ремонту подвижного состава - не мед, особенно дизелистов. Даже зимой температура в дизельном отделении после постановки тепловоза в горячем состоянии доходит до 40-50 градусов, а летом бывает и 80. Нужно обладать повышенной термостойкостью. И терпением, конечно, как и всем, занятым на ремонте 2ТЭ-116. Но дизелистов здесь, как мне показалось, ценят больше всех. И не столько из-за самого горячего участка, сколько из-за высокого профессионализма. У
Сергея Бойкова, Олега Качарина - шестой разряд, Михаил Грейдин собирается сдавать на седьмой. Высокая квалификация и у электриков Владимира Гайченко и Юрия Полозова, которые вошли в тройку лучших по профессии среди работников депо. И средний разряд в бригаде - выше среднего: 4,7.
    - С такими специалистами нам была бы любая задача по плечу, - заключает
Виктор Дроздов. - А задача стоит такая: уйти от перепробегов. Она вполне выполнима при условии бесперебойного снабжения и содержания полного штата.
    Между тем у руководства депо шансы на полное содержание штатной численности уменьшаются. Промышленное производство в городе Великие Луки в нынешнем году растет неслыханными темпами. За 10 месяцев экономический рост, по опубликованным статистическим данным, составил 33 процента - в пять раз выше, чем в среднем по стране. Заместитель начальника депо по управлению персоналом
Николай Владимирович Лексунов показал местную газету, последняя полоса которой целиком состояла из объявлений о приеме на работу. На великолукских предприятиях требуются работники самых разнообразных специальностей и квалификации. Локомотиворемонтный завод, приглашающий на работу слесарей подвижного состава, токарей, фрезеровщиков и даже монтеров пути, составляет прямую конкуренцию железнодорожным подразделениям узла на рынке труда. 
     - Мы уступаем промышленным предприятиям города не только по уровню заработной платы, но и по оперативности, - говорит Николай Владимирович. - Ведь вопрос о приеме рабочего или специалиста на вакантную должность решается в Петербурге. Даже когда находятся желающие к нам устроиться и приходят по объявлению, мы вынуждены заставлять человека ждать две-три недели, а то и месяц, пока решится вопрос. Но за это время можно найти и другую работу. Это - большая проблема. Происходит искусственное сдерживание приема на работу в пределах штатного расписания. В таких условиях мы не имеем возможности проводить конкурсный отбор, выстраивать кадровую политику.
     Развитие рынка труда уже сказывается на предприятии. В октябре здесь уволились 16 работников, в ноябре - 12. Примечательно, что конкуренцию Великолукскому депо составляют сегодня не только промышленные предприятия региона, но и однопрофильные питерские подразделения. В этом году три слесаря по ремонту подвижного состава ушли в Санкт-Петербург-Витебское локомотивное депо. Люди согласны терпеть жизнь вдали от семьи и неустроенность быта из-за значительно более высокой зарплаты. Квалифицированные специалисты знают себе цену. Эта цена возрастает в условиях повышенных требований к качеству ремонта и увеличения ремонтных программ. Если в прошлом месяце в Великих Луках отремонтировали шестнадцать 2ТЭ116 в объеме ТО-3 и десять пропустили через ТР-1, то с нового года программа ремонта должна увеличиться до 22 и 12 тепловозов соответственно. Чтобы привести весь парк в порядок, руководство локомотивной службы планирует увеличить и объемы подъемочного ремонта 2М62 - с шести до десяти секций.
      - Это мы предполагаем, - уточнил инженер по труду и зарплате
Михаил Новиков. - По нормативам трудозатрат для увеличения ТР-3 на четыре тепловоза нужен дополнительный штат в 60 человек. Я не сам это придумал, а рассчитал по утвержденным в отрасли нормативам. Три года назад локомотивной службой Октябрьской было принято решение о централизации парка тепловозов 2М62 и 2ТЭ116 и передислокации их из других депо дороги в Великие Луки. Укрупнение парка происходило стремительными темпами, и к 2004-му году он удвоился. Особые проблемы в коллективе возникли с освоением новой для депо серии - 2ТЭ116...
    От осуществления этих планов зависит и состояние парка тепловозов, насколько надежны они будут в эксплуатации, как часто заходить на внеплановый ремонт. После того, как собранные в депо Великие Луки со всех концов Октябрьской и даже с других дорог сети 2ТЭ116 пройдут через крупные виды ремонта, можно будет перевести дух. Появятся какие-то гарантии надежности их в эксплуатации. Как выгоден экспорт отечественным производителям, можно понять из постоянно текущей на Запад реки грузов. Ни рядовые слесари, ни руководители депо Великие Луки не могут понять, почему нужно экономить на самых насущных потребностях предприятий, обеспечивающих высокоприбыльную внешнеторговую деятельность России. Разве только потому, что из центра плохо видно провинцию?
      
    Газета "Октябрьская магистраль" 28 декабря 2004 года. Г.Морозова 

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS