"Наш маленький псковский трамвай мог бы совершенно затеряться на съезде крупнейших трамвайных представителей, но он обратил на себя внимание самой дешевой платой за проезд и незначительным штатом по обслуживанию одного вагона."
Инженер электростанции Кузнецов.
Из доклада на Всесоюзном трамвайном съезде. Ленинград, февраль 1925 года

Конка и трамвай в Пскове

   [История трамвая] [Трамвайные линии и остановки] [Колея] [Подвижной состав] [Тарифы и окупаемость] [Время и скорость] [Вопросы, ссылки, литература]
[ст. Псков - Иркутские казармы] [Иркутские казармы - Реальное училище] [Реальное училище - дом Гессе] [дом Гессе - Торговая площадь] [Торговая площадь - Запсковье] [станция Псков II - Торговая площадь] [Завеличье]

  Перегон от Реального училища до четырехэтажного дома Гессе имеет много фотографий. Строго говоря, разъезд был у невзрачного деревянного домика, помнящего А.С.Пушкина, (сейчас там предприятие общественного питания "Чебуречная"), соседствующего с домом купца Августа Гессе (хозяина кожевенного завода на Завеличье). Дом построен в 1896 году архитектором Федором Нестурхом.
    Перегон от второй остановки до дома Гессе

  Дом Тульчиева и рельсы трамвая. За ним церковь Сергия с Залужья, которая сейчас "прячется" за домом 15 по Октябрьскому проспекту.
  Трамвай №13 напротив лютеранской кирхи. Нынешний перекресток с улицей Некрасова. Через дорогу от кирхи ныне здравствующий дом Гельдта, на втором этаже которого находилось Правление Псково-Рижской железной дороги.
  1914 год. Трамвай напротив нынешнего дома №18 (дом Сафьянщикова) по Октябрьскому проспекту.
  Трамвай на перекрестке Сергиевской и Пушкинской улиц. Рельсы ветки в депо видны плохо.
  Трамвай на том же перекрестке Сергиевской и Пушкинской улиц. Единственная дореволюционная фотография этого перекрестка, где хорошо видны рельсы в депо.
  Рельсы трамвая у дома Шпинка. Путь в депо не проглядывается.
  Еще раз  перекресток Сергиевской и Пушкинской с рельсами. Путь в депо тоже не виден.
  Фотография военных лет периода 1941-1943 годов этого перекрестка. Видно, что со стороны вокзала здесь идут два пути, один из них уходит по Пушкинской улице к церкви Василия на Горке. Это путь в трамвайное депо, которое находилось  на территории  тепловой электростанции, которой трамвай и принадлежал.
  1950 год. Этот же перекресток с видом на улицу Пушкинскую. На ней рельсов уже не видно, а вот по Октябрьской они хорошо просматриваются.

     Третий разъезд (остановка) напротив дома Гессе

  Конка.  Карточка №44-15 по фотографии А. Павловича показывает, что у конки здесь разъезда не было. А у трамваев же  был.
  На этой фотографии два трамвая. Контактного провода не видно, но он был один, т.е. при разъезде один из трамваев складывал пантограф.   
  Трамваи на этом же месте. Хорошо видно два контактных провода. Фотография более поздняя.
  Трамвай на Октябрьской улице.  Издание Псковского музея 1931 года. Псковский Горлит № 2356. Тираж 2000. 21 тип. ОГИЗа РСФСР треста "Полиграфкнига" имени Ивана Федорова. Ленинград. Зак. № 232. На карточке хорошо виден разъезд трамваев.

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS