"Наш маленький псковский трамвай мог бы совершенно затеряться на съезде крупнейших трамвайных представителей, но он обратил на себя внимание самой дешевой платой за проезд и незначительным штатом по обслуживанию одного вагона."
Инженер электростанции Кузнецов.
Из доклада на Всесоюзном трамвайном съезде. Ленинград, февраль 1925 года

Конка и трамвай в Пскове

   [История трамвая] [Трамвайные линии и остановки] [Колея] [Подвижной состав] [Тарифы и окупаемость] [Время и скорость] [Вопросы, ссылки, литература]
[ст. Псков - Иркутские казармы] [Иркутские казармы - Реальное училище] [Реальное училище - дом Гессе] [дом Гессе - Торговая площадь] [Торговая площадь - Запсковье] [станция Псков II - Торговая площадь] [Завеличье]

  13 февраля  1914 года была построена вторая линия от города по Великолуцкой улице до станции Псков- Рижский (Псков 2) для перевозки "исключительно военных грузов", как уверяет один серьезный источник. Только не понятно, откуда в феврале знали о том, что начнется война? Может быть, позже использовали в военных целях?
  Линия начиналась у Никитского кладбища возле станции Псков - Рижский и заканчивалась на Торговой площади. У вокзала было примыкание к железной дороге. Иначе, как паровозу с платформами попасть на главную площадь 1 мая 1923 и 1925 годов?  Линия проходила по Алексеевской слободе и  Великолуцкой улице. Позже, вдоль линии трамвая в Алексеевской слободе образовалась улица, которая была присоединена к Советской (бывшей Великолуцкой). До 1929 года был только один разъезд на перекрестке нынешних улиц Советская и Некрасова.
  Фрагмент плана г. Пскова (1924 год). Год плана Пскова определен по переименованным в ноябре 1923 года улицам. Якиманская еще есть, а она переименована в Красных Просвещенцев в 1924 году. План "пугает" улицами Выползовой и Баториевской, идущими перпендикулярно Алексеевской (перед войной стала Гражданской) и Пановой (с 1927 года станет Металлистов). Скорее всего Алекссевскую, Выползовую и Пановую слободы так хотели перепланировать. На самом деле на плане 1926 года улицы Алексеевская и Панова от Пролетарского (будущего Октябрьского) доходили только до Бастионной. А через вышеназванные слободы шли наискосок в сторону вокзала Псково-Рижской дороги еще одна Алексеевская (продолжение Советской) и Ново-Панова. Вероятно, улица Алексеевская, идущая наискосок, возникла после появления этого вокзала, а наличие линии трамвая на ней помешало все переделать "перпендикулярно и параллельно".
 В 1925 году обсуждалось предложение возобновить движение по второй линии от Советской площади по улице Советской до Алексеевской слободы. Из-за убежденности в убыточности вопрос был отложен.
  13 апреля 1926 года этот же вопрос подымался на производственном совещании электростанции. Вывод тот же.
  С 13 июня 1927 года решили открыть пробное движение двух вагонов по второй линии до Рижского железнодорожного моста. Оно прекратилось с наступлением зимы.
  В 1928 году трамваи ходили по этой линии тоже только до зимы.
  В 1929 году в Алексеевской слободе был оборудован новый разъезд. Только не знаем пока, где он был. Линия в этом же году стала работать круглогодично.
  Иллюстрации.

 Фотографии трамвая от  вокзала Псково-Рижской дороги до улицы Губернаторской (Некрасова) не известны.
  1924-25 годы. Группа личного состава ОГПУ сфотографирована на перекрестке улиц Советской и Некрасова. Здесь был разъезд и остановка. Вдали тогдашнее здание ОГПУ.
  Сразу за перекрестком до 1957 года стояла часовня Знамения Божией Матери. Вот явно послереволюционная фотография часовни с рельсами.
  Трамвайный путь напротив духовной семинарии. Немецкая фотография 1918 года.
  Трамвайный путь у церкви Николы со Усохи. Немецкая фотография 1918 года.
  Трамвайный путь у церкви Николы со Усохи. 1944 год. Хорошо, что рельсы остались.
  У дома Гладкова была остановка. Дом находился напротив нынешнего ЦУМа. Дореволюционная фотография, доказывающая движение трамвая по этой линии до 1917 года. Остановка была - разъезда не было. Кстати, на трамвае цифра "2", подтверждающая, что это маршрут 2.
  Трамвайные рельсы на Великолуцкой улице напротив Городского банка (на этом месте сейчас ЦУМ).
  Вот еще фотография трамвайного пути в этом месте.
  Трамвайные рельсы  на перекрестке Великолукской (ныне Советской) и Плоской (ныне Профсоюзной) улиц.
  На этой фотографии видим трамвайный путь  в сторону Соборной площади
  Трамвай №18 идет по Великолуцкой улице к Соборной площади. (Издание Псковского музея 1931 года. Псковский Горлит № 2356. Тираж 2000. 21 тип. ОГИЗа РСФСР треста "Полиграфкнига" имени Ивана Федорова. Ленинград. Зак. № 232).
  Немецкая фотография этого перекрестка. Кстати, никаких следов соединения первой и второй линии.
  В 1923 и 1925 году на первомайской демонстрации участвовал паровоз. На одной фотографии он на Великолукской улице, на другой - аж на Советской площади.
 1 мая 1923 года. Демонстрация на Великолукской улице. По трамвайным путям был подан паровоз ( на высокой трубе цифры 30) с всадниками на платформах.
 1925 год. Первомайская демонстрация трудящихся на Торговой площади (ныне Советской, с 1923 года). Тот же паровоз, хотя номер и не различим. На обоих фотографиях контактный провод присутствует. К сожалению, идентифицировать паровоз пока не представляется возможным. В 1924 году на 1 мая в качестве импровизированной трибуны использован трамвай. На фотографии он еле различим.
 

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS