Семья героя

    Псков, 1920 год. В стране, разоренной двумя многолетними войнами, не хватало всего: хлеба, угля, чугуна… Не хватало и работы. Не у дел оказался старший кочегар Псковского паровозного депо Василий Иванович Покровский. Не дожил он до лучших дней, голод свалил его. А вот жена и дети выжили. Жили Покровские на Паровозной улице. Ваня ложился спать и поднимался под пронзительные гудки маневровых «овечек». Он учился в железнодорожной школе и много раз в день пересекал замысловатое переплетение железнодорожных путей. Ваня не мыслил себя иначе как железнодорожником. По окончании пяти классов его приняли в депо подручным слесаря-инструментальщика, и через восемь месяцев он начал работать самостоятельно. Потом стал токарем, заработки повысились. А с весны 1931 года начал водить поезда – сначала помощником машиниста, а затем и машинистом. В 1934 году Покровского командировали на Забайкальскую железную дорогу, где ему пришлось осваивать очень трудный участок пути между 53-м разъездом и станцией Яблоневая. Здесь, в Забайкалье, Иван встретил Валентину, дочь дежурного по станции Викентия Холодкевича. В Псков из командировки молодой машинист вернулся с женой.
   В первые дни войны бригада Ивана Васильевича Покровского была передана в распоряжение военного коменданта станции. Враг был уже в предместьях города, а бойцы комендантского взвода взрывали склады с горючим и боеприпасами. Состав из двух вагонов, ведомый Покровским, умчался в Ленинград буквально из-под носа гитлеровских танкистов. Иван Васильевич начал водить поезда из Ленинграда на станцию Волховстрой по знаменитой Дороге Победы. Десятки раз это удавалось. Но вот настигла беда. За Шлиссельбургом гитлеровцы выкатили пушку на прямую наводку. Снаряд угодил в котел паровоза Покровского. Машинист очнулся в полевом госпитале, весь обваренный паром, оглушенный, с вывихом плеча и ноги.
  Крепкий организм за полтора месяца превозмог последствия катастрофы. Покровский снова вернулся в строй, в число тех, кто восстанавливал нормальную жизнь Псковского железнодорожного узла. Иван Васильевич выступил инициатором вождения тяжеловесных поездов, взялся за инструкторскую работу, ездил с молодежью. Дневал и ночевал в цехах и на участке. А когда в Псковское паровозное депо прислали паровозы СО, опять стал работать машинистом. За свой самоотверженный труд И.Покровский в 1959 году был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот», награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями, знаком «Почетному железнодорожнику».
   Вместе с Валентиной Викентьевной, награжденной «Медалью Материнства» I степени, Иван Васильевич вырастил и воспитал шестерых детей: четырех сыновей и двух дочерей.
  Его первенец Валентин в Псковское локомотивное депо пришел 16-летним пареньком. Начинал свой путь, как и отец, слесарем, потом учился на машиниста во Ржеве. С большим уважением относились в депо к Валентину Ивановичу Покровскому. Он принадлежал к числу тех машинистов, которые если уж и достигали каких-то вершин в труде, то не волею случая или обстоятельств, а благодаря своему трудолюбию.
  На железной дороге работали обе дочери Ивана Васильевича. Наталья Ивановна Покровская трудилась на Псковском вокзале в ЛБК, а Лариса Ивановна Никифорова там же проработала два десятка лет, сейчас – оператор, занимается сводом отчетов билетных касс. Жена младшего сына Сергея, Наталья Романовна Покровская, работает в Псковском вагонном депо ведущим специалистом по управлению персоналом. Их сын Денис после успешного окончания в 2005 году Петербургского государственного университета путей сообщения проходил практику в вагонном депо бригадиром производственного участка по ремонту оборудования зданий и сооружений. А теперь работает в нем в отделе снабжения. Железнодорожная династия Покровских продолжается.
      Раиса КОРОЛЬКОВА, смотритель музея псковских железнодорожников
 1 сентября 2007 года. газета "Октябрьская магистраль"
 

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS