Семья Ефимовых
(из книги "Семейные династии железнодорожников")

    До войны на улице Стахановской было около 100 домов, в основном частных. И почти во всех домах жили железнодорожники. Семья потомственного железнодорожника Ефимова Георгия Борисовича была большой. Дед Алексей Ефимович – машинист паровозного депо, бабушка Августина Парфеновна – сиделка железнодорожной больницы, отец Борис Алексеевич – электросварщик вагонного депо, дядя Константин Алексеевич – машинист – инструктор депо. Он был награжден орденом Ленина. Работали на железной дороге, а дома занимались огородничеством. Среди огородников славилась тетка Георгия Борисовича Мария Николаевна, которая выращивала прекрасную рассаду и снабжала ею соседей. Жоре было 14 лет, когда началась Великая Отечественная война. Во время эвакуации, когда сидели уже в вагонах, мать послала Жору домой за забытой корзинкой. Когда с корзинкой на голове он примчался на вокзал, поезд с эвакуируемыми уже ушел. Горько заплакал парнишка. Так он стоял с корзинкой и плакал, когда его увидел дядя Костя. Дядя Костя сказал ему, чтобы шел домой (дома оставалась бабушка) и ждал бы их возвращения. Мол, долго это не продлится и они скоро вернутся назад. Но ждать пришлось четыре года.
    Помнит Георгий Борисович жестокие бомбежки, поиски пропитания, топлива. Однажды пришел на станцию в поисках дров и увидел, как ему показалось, что из вагонов выбрасывают бревна. Когда он подошел поближе, то рассмотрел, что это были замерзшие трупы пленных, которых оставшиеся в живых выбрасывали из дверей вагонов.
     В 1944 году немцы вывезли население из Пскова в концлагеря. Жора с бабушкой попал в Литву. В дороге бабушка умерла.
После освобождения советскими войсками из немецкой неволи Ефимов призывается в армию, где он пробыл 6 лет. В Челябинске во время службы в армии Георгий Борисович встретил свою будущую жену. Вместе с ней после десятилетней разлуки с родными он приехал во Псков. Поселились они в небольшом домике родителей и двадцать лет ждали в очереди на квартиру.
     Поработав на мотороремонтном заводе, Георгий Борисович пошел учиться на помощника машиниста. С 1952 года работал на станции Березки помощником машиниста. А потом дальнейшая учеба на машиниста. 36 лет проработал Ефимов машинистом на паровозах, а затем на тепловозах. Эта профессия требует много специальных знаний, навыков, выносливости. Нелегко работать машинистом, но работу свою Ефимов любил. 
    Георгий Борисович вспоминает: «чтобы паровоз шел по рельсам, надо нагнать пар до 14 атмосфер. А до этого заправляется паровоз водой (30 кубометров), тендер загружается углем (13-15 тонн). Загружают ковшом (банкой) по 1500 кг. До Луги расходуется около 5 тонн. Это если хороший уголь. А если уголь некачественный, то уже до Струг Красных расходуется половина забранного угля. Топка наполняется, воздух не может пробиться и приходится чистить топку. Горящий слой угля откидывается лопатой в одну половину, а вторая половина чистится от золы. Доходят до колосников, колосники прокачиваются из стороны в сторону с помощью специального крюка, очищаются от золы. На чистые колосники накладывается горящий уголь. Затем чистится другая половина топки. Горящий уголь разравнивают по всей топке, добавляют свежие порции угля. Открывается вентиль, воздух поступает через колосники. Огонь разгорается. Паровозная команда получает жезл и едет дальше».
     «Хорошо!»- с удовольствием вспоминает Георгий Борисович. Управление стихией огня несомненно доставляет человеку удовольствие. А ведь работать на паровозе было нелегко. Был такой случай: сильно при движении нагрелись буксы. Пришлось Георгию Борисовичу встать на тормозную систему паровоза – трентеля под паровоз. И, держась одной рукой, он другой поливал из бидона на буксу, чтобы довести поезд до станции.
      И тонны угля перекидал в топку паровоза Георгий Борисович, и носил на плече тяжелую цепь для ручной сцепки вагонов, и паровозы водил. Но этот нелегкий труд был по его силам.
   Он хорошо работал, и поэтому теперь он вспоминает о своей работе с удовольствием.
      В 70-х годах Ефимов перешел на тепловоз, где уже не требовалось значительных физических усилий. Большая, чистая, удобная кабина, широкий обзор при движении – все это несомненно преимущества тепловоза.
     Георгий Борисович умел не только с удовольствием работать, но и отдыхал со вкусом, играл на баяне, пел, занимался рыбной ловлей, огородом. Георгий Борисович с женой воспитали троих детей.
     Жена Георгия Борисовича Евлампия Васильевна работала техником локомотивного депо. Их сын Николай был машинистом, дочь Любовь работала в дистанции пути, внук Кирилл окончил Санкт-Петербургский институт инженеров железнодорожного транспорта. Двоюродные братья, сестры, племянники Георгия Борисовича – железнодорожники.
    За свой труд Ефимов ГБ. Был награжден орденом Ленина, знаком «Почетному железнодорожнику».
   Фотографии семьи Ефимовых
1-е поколение династии: Ефимова Августина Парфеновна, дедушка Ефимов Алексей Ефимович, 1906 год  Фотография С. Савицкаго. Забалканский пр. №23 против Технологического института С.Петербургъ.
Ефимов Алексей Ефимович, 1864? года рождения, машинист Псковского паровозного депо, умер в 1920 ? году
Ефимова Марфа Алексеевна , дочь Ефимовых
Ефимова Евгения Алексеевна, дочь Ефимовых
Второе поколение. Псков, 1946 год. Борис Алексеевич и Ирина Васильевна Ефимовы.
Псков. Серебряная свадьба Ефимова К.А. (1905-1955) и Ефимовой Марии Николаевны (род. 1905). 1948 год.
15 августа 1956 года. Третье поколение. Георгий Борисович и Евлампия Васильевна Ефимовы.
Семья Ефимовых. Октябрь 1962 года.
Стахановская, 73, дом 1 и 2 . Здесь и родилось и выросло не одно поколение Ефимовых.
Ул. Стахановская. Накануне сноса домов 69, 71 и 73 . 1984 год.
Четвертое поколение семьи.
Пятое поколение семьи Ефимовых. 
Ефимов Г.Б. у тепловоза ТЭМ2-972. Второе фото.
Ефимов Георгий Борисович с посетителями Псковского железнодорожного музея. 2006 год. Фотография Костиной Т.Н.

Р.Н.Королькова
Псковский железнодорожный музей
Псков  2004 год

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS