разъезд 336 км, разъезд на 338 км у деревни Фенина, остановочный пункт 336 км

 Бологое-Полоцкая дорога 

Историческая справка

   Довоенный разъезд на 338 километре не имел названия на картах, но во время войны оказался в центре боевых действий. Военные и партизаны называли его по именам окрестных деревень. Фенино, Филино, Дубовая Грива, Большая Лутовка - это всё разъезд 338 км!
  На карте 1937 года ниже моста через реку Ужица показаны деревня Фенина и безымянный разъезд. На немецкой карте конца 1942 года южнее моста реки Ужица  примерно на 338 км вблизи деревень Фенино (Fenino) и Большая Лутовка (Bolschaja Lutowka) есть также безымянный раздельный пункт. Это и была  "станция Фенино", разгромленная красноармейцами во время рейда в апреле 1942 года. Партизаны называли этот разъезд по-другому:
   "... В ночь с 15 на 16.6 группа тов. Михайлова в количестве 18 человек произвела минирование ж.-д. полотна Великие Луки - Невель в районе дер. Давыдково. 16.6 в 11-00 следовавший из Великих лук на Чернозем эшелон противника в количестве 20 вагонов с различным военным грузом нашел на мину. Взрывом 8 кг тола паровоз и несколько вагонов разбиты. Эшелон сошел с рельсов. После крушения эшелон был обстрелян артиллерией. В ночь с 17 на 18.6 эта же группа произвела минирование жел.-дорожного полотна в районе Чернозем - Филино. 18.6 в районе ж.-д. Чернозем - Филино  произошел взрыв поставленной мины. Посланная 20.6 разведка увидела на месте подрыва несколько битых скатов и следы восстановления пути...." (Из отчета штаба партизанского отряда "Смерть фашизму" о боевой деятельности за период с 10 июня по 1 июля 1942 года)
 
 Ветераны бронепоездов придумали еще название: в своих воспоминаниях они пишут о восстановлении участка Чернозем - Дубовая Грива. Также они упоминают о том, что  в октябре 1943 года на участке Дубовая Грива - Опухлики действовала группа бронепоездов. Деревня Дубовая Грива находилась в двух километрах от разъезда 338 км, но зато как раз рядом с будущим послевоенным разъездом 336 км.
  На картах Калининской дороги 1943 - 1948 годов ничего здесь нет. Разъезд 336  километр возник сразу после войны, так как однопутный перегон Чернозем - Опухлики в 21 километр оказался великоват. Разъезд  был построен не на довоенном месте, а двумя километрами севернее, выше моста через реку Ужицу - приток реки Балаздынь.
  В расписании 1949 года это разъезд 336 км, в расписаниях 1960 - 1962 годов его нет.
  В 1979 - 1984 годах на  разъезде 336 км даже останавливался пассажирский поезд Ленинград - Полоцк. Сейчас просто остановка пригородного поезда.
  На картах Псковской области 1988 - 1997 годов на 338 км  еще можно разглядеть казармы или сараи.  

Карты и схемы


Фрагмент карт масштаба 1:50 000 1927 - 1931 годов*
*нижний лист, на котором должен быть
разъезд 338 км, 1927 года съемки. Разъезда нет.


Фрагмент карты масштаба 1:100 000 1937 года*
*разъезд построен в 30-е годы?


Фрагмент карты масштаба 1:50 000 1944 года*
* показан разъезд на самом стыке листов

Участок 357 км - Великие Луки на фрагменте карты масштаба 1:100 000 1937 года. Есть безымянный разъезд.
Фрагмент немецкой карты Псковщины конца 1942 года  Новосокольники - Великие Луки - Невель от Сергея Спиридонова (Псков). Над словом Bolschaja Lutowka виден разъезд.
Фрагмент  карты Калининской железной дороги 1943 года от Дмитрия Фокина. Нет разъезда!
Участок Полоцк - Великие Луки Калининской дороги 1955 года. Есть разъезд 336 км.
Участок Алеща - Великие Луки Октябрьской дороги 1962 года. Есть разъезд 336 км.
Участок Опухлики - Великие Луки на фрагменте карты масштаба 1:500 000 1979 года.  Есть разъезд 336 км.
Участок 360 км - 336 км на фрагменте карты масштаба 1:100 000 1988 года. Есть казармы на 338 километре, а на самом обрезе карты разъезд на 336 км.
Фрагмент карты Псковской области 1997 года.  
Схема движения пригородных поездов по состоянию на 31.12.2021. Псковское и Тверское направление. 31 декабря 2021 года. Автор фотографии - Юрий Киселев.

Расписания

Расписания на все направления Псковских железных дорог.   2003 год  Пассажирские поезда 1984 и 2006 годов.
Расписание движения поездов в 1949 году на участке Бологое - Соблаго - Полоцк - Крулевщизна - Мосты - Гродно (от Великих Лук до Крулевщизны) и обратно. Прислал Олег Алексеев.
Пригородные поезда Новосокольники - Алеща №№6653-6652 и Великие Луки - Алеща  №№6651-6654 на лето 2009 года от Евгения Гацака.
Расписание поездов №№6651-6654 Великие Луки - Алеща в июне 2014 года.

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS