Из книги Георгия Никитича Гусакова
  "Воспоминания начальника станции"
 
Дно, 2003 год.
Предисловие
Воспоминания о работе на 451 километре Витебской дороги
Воспоминания о работе начальником на станции Пустошка
Воспоминания о работе на станции Старая Русса
Воспоминания о работе начальником на станции Сущево
Воспоминания о работе в Дновском железнодорожном училище №10
Воспоминания о работе начальником станции Дно

.....НАЧАЛО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  В последнюю декаду марта 1960 года, после непродолжительного отпуска, нас, трое выпускников: Топчиев А., Сапего и я прибыли в управление Белорусской железной дороги в город Минск для получения направлений на работу на отделения дороги и все мы были направлены на Витебское отделение. Приехав в отделение дороги, пройдя медицинскую комиссию, сдав испытания на должность дежурных по станции, получили предписания о явке к месту работы.
   Я получил приказ в отделе кадров отделения дороги и выслушав напутственные слова начальника отдела кадров, бывшего командира партизанской бригады Коротченко Т.М. о назначении на должность дежурного по станции на разъезд 451 километр, в тот же день убыл к месту новой работы и в 22 часа был на предназначенной мне станции. Гостиниц и комнат отдыха на такой станции естественно нет и ночевать пришлось в помещении дежурного по станции. Утром увидел, что станция расположена в живописном уголке Псковщины - кругом лес, поля и прекрасное озеро Каратай с его замечательными островами, а самое главное, что здесь живут замечательные люди -труженики, готовые всегда пойти тебе на встречу и поддержать в любое время. Все мы проживали на частных квартирах и наши домовладельцы заботились о нас как о своих детях, конечно мы за это платили из своей скудной зарплаты.
   Что же представляла собой в техническом отношении станция. Из путевого развития имелось три приемо-отправочных пути, два тупика, один из них предохранительный, а второй вытяжной, а также подъездной путь к карьеру, где производилась погрузка балласта. Управление стрелочными переводами производилось вручную, контроль за приготовлением маршрутов осуществлялся системой МКУ.
    В помещении дежурного по станции было установлено два электрожезловых аппарата для организации пропуска поездов.
   Коллектив станции состоял из штата -15 человек, возглавляемый начальником станции Захаровым Владимиром Александровичем - выпускником Оршанского железнодорожного техникума, впоследствии работавшем в Белорусском институте железнодорожного транспорта преподавателем, ставшим  кандидатом технических наук. Коллектив по возрасту был молодой, средний возраст до 25 лет. Нас, двое дежурных по станции, были техники, остальные практики.
     Пройдя стажировку в течении шести дежурств, 17 апреля в день Пасхи вышел на первое самостоятельное дежурство.
   В апреле месяце приказом Министерства путей сообщения № 778 от 09.04.1960г. в связи с установлением границ отделений и дорог по территориальным границам областей и республик, участок Езерище - Новосокольники был передан в состав Великолукского отделения Калининской железной дорога, таким образом я оказался работником этой дороги.
   Руководил в то время Великолукским отделением замечательный человек, ветеран Великой Отечественной войны Мельников Николай Львович, глубокоуважаемый всеми работниками, требовательный к себе и подчиненным, проявляющий постоянную заботу о своих работниках. Отделение дороги по своим размерам было небольшим, компактным. Аппарат отделения дороги был грамотный, доброжелательный, оказывающий большую практическую помощь коллективам местных станций, постоянно выезжая в коллективы. Особую память о себе оставили: ревизор движения Бутович Н.Ф., финансовый - Никитин П.И., коммерческий - Егерев Д., осуществлявшие постоянные проверки, выявляя недостатки в работе, но самое главное оказывали практическую помощь по устранению недостатков, тактично учили молодых начальников станций, дежурных по станции и других работников. Никогда мы от них не слышали оскорблений, грубости, упреков и унижений человеческих достоинств. Они же постоянно следили за ростом молодых специалистов на своих участках и по их рекомендациям велось выдвижение молодежи на более ответственные участки работы. В начале 60-х годов на Великолукском отделении дороги произошел большой приток пополнения из выпускников институтов и техникумов, поэтому на должность начальников станций назначались, как правило, лица из числа моей специальности после небольшой практической работы дежурным по станции. В отделении дороги сложился дружный коллектив начальников станций, поддерживавших друг друга добрым советом, обменом опыта в своей работе.
    В первый день моей работы на станции начальник станции Захаров В.А. предложил мне принять участие в проведении месячного комиссионного осмотра станционного хозяйства. С удовольствием приняв его предложение, так как в техникуме этот вопрос изучен был слабо, не знал, что буквально через два месяца самому, как руководителю станции, придется назначать и возглавлять комиссии по осмотру хозяйства станции.
   Буквально через сорок дней после моего самостоятельного дежурства был вызван в отделение дороги и назначен начальником этой же станции, хотя согласия на эту должность твердого не давал. Итак, став начальником станции в двадцати двух летнем возрасте, не думал и не гадал, что эту ношу придется нести всю жизнь, перемещаясь по служебной лестнице от малого до большого.
     Будучи дежурным по станции был избран секретарем первичной комсомольской организации и занимался этой ответственной работой до перевода на станцию Пустошка.
   В каких же условиях приходилось тогда работать на промежуточных станциях. Работали при керосиновом освещении всех помещений, сигналов. На перроне, напротив дежурки, был столб с керосиновым фонарем, стрелочные указатели, семафоры освещались керосиновыми лампами. Пути же вообще не освещались, а их свободность приходилось проверять при приготовлении маршрута каждому поезду. Стрелочник за смену проходил до тридцати километров, проверяя свободность пути и готовя маршруты поездам , как я уже сказал, осуществляя проверку свободности пути проходом по путям до встречи друг с другом.
     При плохой ветреной погоде стрелочнику в процессе дежурства неоднократно приходилось ходить к входным сигналам станции, чтобы зажечь погасшие керосиновые фонари, а если необходимо, то и перезаправить их.. За свой труд они получали минимальную заработную плату.
    В период моей работы на различных должностях и в разных местах мне приходилось встречаться с разными людьми, к счастью, в подавляющем большинстве это были добросовестные труженики, хорошие собеседники, верные друзья и помощники, на которых можно было положиться и опереться в работе.
   К великому сожалению, на жизненном пути встречались и такие, которые готовы были подставить подножку, постараться уйти от ответственности, переложить ее на других лишь бы самому было хорошо. Встречались карьеристы и подхалимы, трусы и просто недалекие люди, жившие только ради своей выгоды.
    Нам молодым начальникам приходилось самим учиться работать с людьми, узнавать кто чего стоит, находить опору и поддержку среди своих подчиненных, порой допуская промахи и ошибки, тем ценнее был приобретенный опыт. Искусству работы с людьми нас в техникуме не учили. Самым лучшим учебным заведением стала для нас сама окружающая нас жизнь и рядом находящиеся люди. Очень не просто было руководить, пусть и небольшим коллективом, имея за плечами двадцатилетний возраст и никакого практического опыта работы с людьми. Мне в какой то мере еще повезло, что в годы учебы занимался общественной работой. Хотя на вверенной мне станции был небольшой коллектив - всего полтора десятка человек, но каждый из них имел свой характер, да и жизненный опыту каждого был разный и возраст работающих был от двадцати до шестидесяти и к каждому надо было найти подход. В общении со своими подчиненными приходилось вырабатывать свой характер, предъявлять необходимую требовательность и тактичное общение, ставить подчиненных каждого на свое место. Сошлюсь на два примера из времени работы на разъезде. Работали на разъезде дежурными по станции Масюков А.С. и Романенко Н.. Отслужившие службу в армии и имевшие к тому времени определенный жизненный опыт и должны были быть для начальника хорошими помощниками. Однажды, проводя техническую учебу с работниками станции, на которой присутствовал инженер грузового отдела отделения дороги Шестаков, прибежал на занятия Масюков, несший сменное дежурство, и сказал: "Гошка! Тебя срочно вызывают к телефону из отделения дороги". На что я ему ответил следующее: "Запомните. Для вас в данном случае являюсь начальником станции, и ко мне вы можете обращаться по имени и отчеству или же по должности, как Вам будет удобнее. А Гошкой я буду для вас, когда мы пойдем на танцы". Прав ли был я в данной ситуации? Считаю, что прав. Если бы я не сделал ему замечание, то потерял бы сразу же авторитет среди рядом находящихся подчиненных, а Масюков А.С. понял меня правильно и мы на всю жизнь остались товарищами.
   И второй пример: однажды, где то около 18 часов вечера дежурный по станции докладывает мне, что стрелочник находится в нетрезвом состоянии до такой степени, что ничего не понимает и не соображает даже, где находится. Вполне естественно, он был от работы немедленно отстранен, а я вынужден был остаться на посту и готовить маршруты поездам, так как скоро должна была явиться на работу ночная смена и искать замену не было смысла, да и послать за свободным стрелочником, никого не было и тем более посылать надо было очень далеко. За час до смены на пост пришел дежурный по станции Романенко Н. В то время существовал порядок обхода перед вступлением на дежурство дежурным по станции всех стрелочных постов, путей, ознакомлением с предстоящим планом работы, приказами и
телеграммами за час до начала работы, и тоже убедился, что стрелочник пьян, повозмущался и сказал, что таких надо гнать с работы, что надо составить акт и он его подпишет. По возвращению в помещение дежурного по станции мной был составлен акт об отстранении Осипова от работы за пьянство на рабочем месте. Когда же дело дошло до подписи акта Романенко категорически отказался ставить свою подпись, хотя здесь же подтверждал словами, что стрелочник пьян и стал свой поступок объяснять тем, что ему стало жалко этого пожилого человека, которому до выхода на пенсию оставалось менее двух лет. Он никак не мог понять, что акт является только первичным подтверждающим документом о совершенном нарушении трудовой дисциплины, а к какой привлекать ответственности, должен будет решать начальник станции. Конечно, стрелочник за свой проступок был наказан, но дежурный по станции потерял всякое доверие и я понял, что на него положиться нельзя, ибо он может подвести в любой момент. И в итоге он все таки еще раз обманул меня, когда 31 декабря за два часа до нового года заявил, что чувствует себя очень плохо и не может нести сменное дежурство, зная о том, что кроме начальника станции никого нет и ближайший дежурный находится в Невеле. Пришлось мне вступить на дежурство, хотя до этого отдежурил день и после смены прошло только три часа Своим поведением он у меня потерял уважение и доверие. Мне окончательно пришлось поверить, что с таким человеком идти в разведку нельзя.
    В обязанности дежурного по станции входило: осуществление пропуска поездов, производство маневровой работы, безусловное обеспечение безопасности движения и техники личной безопасности подчиненных работников, продажа билетов пассажирам, оформление грузовых документов на погруженные вагоны, грузили же в сутки до двухсот вагонов. Так что работы у дежурного по станций было достаточно, все время в движении. Учитывая, что перегонные времена ходы были по десять минут, выход на проверку маршрутов, переговоры по телефонам об организации движения - это все требовало от него полной самоотдачи. После ночного дежурства выходили дежурные по станции из помещения как кочегары: грязные, пропахшие керосином. Необходимо учитывать, что у него постоянно горела керосиновая лампа, ручной фонарь, были замазученные жезлоподаватели и от этих приборов была постоянная копоть. Выходных дней работники имели мало, так как работали в три с половиной смены и оплата труда была низкая, особенно, у молодых дежурных по станции после техникума - пятьсот рублей - ибо они не имели выслуги лет, в то же время старослужащие получили в два раза больше. Только в 1961 году, после пересмотра условий труда и происшедший денежной реформы зарплата железнодорожником несколько возросла. Больше работали на энтузиазме и любви к транспорту. Несмотря на объективные и субъективные трудности, имевшие место, коллектив станции работал слаженно, дружно, с большим оптимизмом, с надеждой на лучшее будущее, добросовестно относились к исполнению своих прямых обязанностей, соревновались за выполнение доводимых заданий, добивались при этом высоких показателей в труде, обеспечивая безопасность движения поездов, техники личной безопасности.
     По настоятельной просьбе коллектива станции в 1961 году был построен двухквартирный дом, а так же проведена работа по электроосвещению станции, что позволило улучшить условия труда работников, частично уйти от использования керосина.
     Это случилось в первые дни моей работы на разъезде. Однажды, после прибытия поезда из Ленинграда, в помещении дежурного по станции зашла стройная красивая девушка, которую мне представили как постового стрелочника, возвращаюшуюся из очередного отпуска. Так мы познакомились с моей будущей женой Валентиной.  На Пасху молодые работники станции меня пригласили пойти с ними на соседнюю станцию Изоча на танцы. Как говорят, предложение было принято, и одолжив велосипед у дежурной стрелочницы, группа молодежи поехала на танцы. К концу танцев все начали расходиться домой, а я в незнакомом месте, практически не знавший людей, кроме тех, кто приехал, оказался в одиночестве. Видя такое положение Валентина предложила идти вместе, так как ей тоже надо было добираться домой через нашу станцию, а далее еще три километра, до дома.
   С этого дня наши встречи стали частыми. В конце апреля у Валентины был день рождения и я был приглашен на него. Будучи на дне рождения познакомился с родными Валентины: братом Борисом и его женой Верой, а также с отцом Петром Ивановичем, работавшим в то время старшим стрелочником станции Каратай, прошедшим всю Отечественную войну, неоднократно раненым, добрейшей души человеком, заядлым любителем рыбалки, благо жили на берегу озера. Мать Вали - Анастасия Кирилловна была замечательной женщиной. О ней я еще буду вспоминать не раз.
   Не думал, не гадал, что эти люди станут в дальнейшем моими родственниками, но судьба сложилась так, что мы с Валентиной полюбили друг друга и на мое предложение выйти за меня замуж ответила согласием. Брак мы зарегистрировали 29 июня в городе Невеле. В один день с нами регистрировались Масюков Анатолий - дежурный нашей станции и Галина-телеграфистка станции Невель. Они были у ас свидетелями, а мы у них. Свадьба же наша состоялась в августе в день железнодорожника.
    Пожить же во вновь построенном служебном доме не пришлось, так как вскоре был переведен на новое место работы (на станцию Пустошка).

Фотографии из книги.

   Первая семейная фотография Гусаковых В.П. и Г.Н. 1960 год.
  Валентина Петровна Гусакова. Старший стрелочник разъезда 451 км.


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS