|
«Опочка»
Путеводитель
Н.И.Васильев, А.В.Степанов, Т.Ф.Федоров
… В 1916 году для
военных целей спешно строилась
Псково-Полоцкая железная дорога. Работали здесь пленные австрийцы и женщины из прилегающих волостей: Воронецкой, Полянской, Петровской и Жадринской. Строительство дороги создавало дополнительные трудности в продовольствии и фураже, усиливало нехватку в деревнях рабочих рук.
… В январе 1918 года… железнодорожники станции Опочка собственными силами разоружили железнодорожную милицию, заняли телеграф и
паровозное депо, овладели всеми станциями на территории уезда –
Тригорской,
Вощагином,
Есенниками.
… Первый коммунистический субботник прошел в Опочке в мае 1920 года. Рано утром, вооруженные лопатами и ломами, с песнями прошли коммунисты и комсомольцы по улицам города к железнодорожной станции. Разруха сказалась и на транспорте. Пути были разрушены и захламлены, из-за чего движение по Псково-Полоцкой железной дороге почти прекратилось.
До позднего вечера энтузиасты очищали и ремонтировали пути, разгружали забитые хламом вагоны. Днем к ним присоединились железнодорожники, а к вечеру станция была приведена в полный порядок.
Руководил субботником председатель уисполкома Карл Мартович Отс – душа опочецких коммунистов, человек чуткий, принципиальный.
… Зима 1920/21 года выдалась холодная и снежная. Снежные заносы остановили поезда. Простаивали грузы на станции, пассажиры сутками ожидали, когда по линии начнется движение. На помощь железнодорожникам вновь пришли коммунисты и комсомольцы. Днем и ночью работали на станции энтузиасты, расчищая снежные заносы. Благодаря их помощи железная дорога стала работать бесперебойно.
… В июле [1941 года ] немецкая авиация массированными налетами вывела из строя Псково-Полоцкую железную дорогу,
разрушила железнодорожный мост на участке между
Опочкой и
Идрицей.
… На железнодорожной станции также действовала группа, состоявшая из 9 комсомолок. Благодаря им партизаны знали о продвижении вражеских частей по железной дороге.
Лениздат, 1973 год.
|