Новости и древности Великого Новгорода

  Минеральные удобрения с берегов Волхова отправляются во все концы света

   За две недели до Нового года вблизи древнего Новгородского кремля установили ёлку. Говорят, на ней 7 тысяч игрушек, а высота – 29 метров. Солидно. Искусственное дерево принадлежит частному лицу, который выиграл городской конкурс и получил право ежегодно устанавливать свою ёлку на центральной площади. Живые ели у вокзала понравились нам больше. Величественные и лаконичные, они очень гармонируют со строгими белокаменными стенами, будто подчёркивая, что железная дорога – это вам не место для развлечений и аттракционов. Здесь всё строго по регламенту. Поезда по расписанию, погрузка по плану, перемены по приказу.


   А всё-таки жаль, что никто пока не догадался объявить конкурс среди предпринимателей на их новогоднее украшение. Там, где нет собственных средств, должна культивироваться мода на благотворительность. Финансовых возможностей структурных подразделений Новгородского узла хватает только на маленькую ёлочку, которую традиционно устанавливают на балконе вокзального здания. Так что новогоднее настроение мы решили создать с помощью... улыбок железнодорожных служащих. Радость – лучшее украшение праздника.
  Вспоминая хорошие события уходящего года, заместитель начальника станции Мнацакан Казарян (на снимке третий слева) называет самые значимые: в жизни коллектива – победу в отраслевом соревновании по итогам третьего квартала, в личной – жена на день рождения подарила почти профессиональный дорогой фотоаппарат! Уже много лет Мнацакан Наполеонович занимается художественной фотографией, любит снимать сельские и городские пейзажи. Может быть, к Новому году подарит себе подходящий к фотоаппарату объектив, чтобы как можно субъективнее выразить своё оптимистическое видение окружающего мира.
  Для оптимизма есть веские основания. Из рассказа Владимира Широкова, который два десятка лет руководит станцией Новгород-на-Волхове, вырисовывается вполне благополучная картина. Объёмы погрузки в Новгороде возросли в 2010-м. Вместо ушедших в прошлые годы клиентов начинают приходить новые. Например, «Великоновгородский мясной двор» скоро начнёт отправлять свою продукцию по железной дороге. В области реализуется продовольственная программа, создаются свиноводческие комплексы, открываются птицефермы, для переработки мяса построили и комбинат. Это хорошие новости!
  – И главный наш клиент – «Акрон» – наращивает производство. Рынки сбыта минеральных удобрений постоянно расширяются. И в Европу отправляем, и в Китай, и в США – четыре состава в сутки, – рассказывает Владимир Васильевич.
  Вот какая станция Новгород – международного значения!
  От себя уточним, что станция Новгород-на-Волхове – это совсем не то, что вы видите, когда выходите из поезда. Структурное подразделение растянулось на 9 километров от Предузловой-Павловской до разъезда 64 км. А ещё сюда входят Вяжище и парк Новгород-Лужский. Но 95% грузовой работы производится... на разъезде. Здесь и техническая контора, и городская товарная станция, два подъездных пути и 17 ручных (!) стрелок. «Когда от Чудово до Новгорода тянули электрификацию, очень спешили. Разъезд электрифицировать не успели, перестройка помешала», – пояснил Владимир Васильевич.
  Двадцать железнодорожных специалистов выходят в смену на 64 км, чтобы обеспечить подачу и вывод гружёных и порожних вагонов с «Акрона», сформировать и отправить поезда во все концы света. Как бы ни делилась и не централизовалась структура управления железнодорожным транспортом, в смене вся власть – у маневрового диспетчера. Не нарушилась ли управляемость в самом нижнем звене компании «РЖД», интересуемся у Игоря Суходолина.
  – У нас и составители, и стрелочники, и приёмосдатчики, и вагонники, и агенты ЛАФТО – все твёрдо знают своё дело. А ведь это главное – опыт и мастерство, – считает руководитель смены. – Когда привыкаешь работать командой, проблем немного возникает.
  Единственная крупная проблема на разъезде 64 км – скверные бытовые условия. «Здание наше, 1937 года постройки, пережило войну и до сих пор стоит без капитального ремонта, – сообщает Игорь Сергеевич. – Воды нет, туалет на улице. Вагонникам, стрелочникам негде обогреться и спецовку просушить. Хотелось бы, чтобы в новом году отношение к рабочему человеку изменилось, чтобы заботились не только о техническом развитии, но и о людях». Такую же древность представляет собой и станционное здание на Новогород-Лужской, построенное в начале 50-х.
  – Разъезд даёт выручку 5 миллионов рублей в сутки, – подчёркивает начальник станции. – Неужели не найти средств на реконструкцию? В мае 2011 года станции исполнится 140 лет, хотелось бы встретить юбилей технически обновлёнными.
  Между тем проект реконструкции в 2008 году был разработан институтом «Ленгипротранс»: строительство ЭЦ, административно-бытового здания, новых путей. Вложиться в развитие железнодорожной инфраструктуры готов и основной клиент.
  – Мы договаривались с железнодорожниками развивать станцию на долевых началах, – говорит главный специалист по транспорту ОАО «Акрон» Александр Вязанко. – Это жизненная необходимость.   Ведь к 2015 году производство минеральных удобрений возрастёт в два раза.
Когда-то он был специалистом железной дороги, маневровым диспетчером. Но «Акрон» звучит, конечно, посолиднее. На предприятии даже маневровых локомотивов вдвое больше, чем на станции. Зарплата повыше. Не говоря уже о том, что молодым специалистам комбинат на первые три года работы предоставляет отдельные квартиры, пока они смогут встать на ноги и позаботиться о собственном жилье. А железнодорожники даже общежитие городу отдали. Куда же поселить молоденьких дежурных по станции, которые должны прийти на смену ветеранам? Вот такие ёлки-палки!
  Последние дни работает в должности дежурной по станции Любовь Жидких. 38 лет она принимала и отправляла поезда с Новгорода-Главного. В новом году ей предстоит в полной мере реализовать себя в роли бабушки четырёх внуков.
  – Работу свою очень люблю, просто срослась, – грустно улыбается Любовь Ивановна. – Но что делать? Дочь Светлана выходит после декретного отпуска – она товарный кассир, а мне с внуком Ваней сидеть.
  Дежурной по станции Предузловая-Павловская работает и вторая дочь, Дарья.
  А зять, Леонид, – составитель поездов. «Семейственность» на железной дороге поощряется как цементирующая связь поколений.
  С несколькими поколениями работников Новгородского узла связана трудовая биография Владимира Морозова. За неделю до Нового года он отпраздновал 77-летие. На «железке» – 63 года! 52 из них отработал старшим электромехаником СЦБ, сейчас трудится станционным рабочим. «Электрика, башмаки, сигнальные фонари – по моей части. Ну и труба!» – улыбается Владимир Васильевич. Труба – это духовой инструмент, на котором ветеран отводит душу в свободное время. Больше 20 лет он играет в духовом оркестре. Не каждый железнодорожный узел может похвастаться собственным оркестром, а новгородский «Ретро» сопровождает все железнодорожные (и не только) праздники. В августе оркестранты даже получили благодарность от мэра Великого Новгорода Юрия Бобрышева за выступление на торжествах в честь 1150-летия города. Не будем лукавить, не все музыканты в «Ретро» железнодорожники, однако каждый желающий может попробовать себя в этом жанре. Мнацакан Казарян, например, – тоже ветеран оркестра.
  – Мы приносим людям радость, а от них эта радость передаётся нам, вот все и счастливы, хотя бы на время! – говорит Владимир Морозов. – Музыка – это духовное общение...
Да и правда, ведь «духовой» и «духовный» – однокоренные слова. На этой ноте, одухотворения жизни всеми подручными средствами, мы и поставим точку в нашем репортаже. Дерзайте, и пусть ваши таланты раскроются в новом году!

     Галина Морозова 30 декабря 2010 года. Газета "Октябрьская магистраль".


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS