Из истории одной станции
 [Вот он - ПЕРВЫЙ!]

 Осенью 1901 года началась эксплуатация линии Москва -Крейцбург, Туккум - Виндава, Новосокольники - Дно. 28 сентября (10 октября) через Великие Луки прошел первый пассажирский поезд. Как это было? Было торжественно. Ранним утром на перроне, у только что построенного деревянного вокзала, собралась вся знать города. Задолго до прибытия поезда служащие железной дороги и местное начальство выражало какое-то беспокойство, о чем-то говорили, давали какие-то наставления и указания. Встречающие сначала услышали гудки приближающего поезда, а затем и увидели дым паровозной трубы.
  «Слава Богу, дождались», - говорили люди.
  Раздувая парами паровоза, поезд остановился. Стали выходить пассажиры - и началась новая посадка. Выполнены все операции по техническому обслуживанию состава, пополнили запасы воды и дров.
  Дежурный по станции дал распоряжение стрелочникам на приготовление маршрута отправления на станцию Воробецкая и по готовности вручил усатому главному кондуктору разрешение на занятие поездом перегона. Последний вручил его машинисту, поднес к своим губам свисток, подал сигнал к отправлению. Последовал удар колокола, а затем и паровозный гудок. Поезд медленно начал набирать скорость, словно опасаясь рассыпать груз. Отправление состоялось. Люди стали расходиться, что-то активно обсуждая.

  Из исторической справки Псковского отделения от 14 апреля 1978 года.
  «О наличии документальных материалов по личному составу в хозединицах Псковского отделения Октябрьской железной дороги»
  ...По станциям Псков, Дно, Великие Луки и Новосокольники архивы по личному составу до 1945 года в связи с действиями Великой Отечественной войной не сохранились.
   НОД Густов Инспектор архива Васильева.
  Подобные ответы были и из других ведомств. Поэтому за этот период времени сведений по личному составу работающих очень мало.
   Однако, просматривая некоторые сохранившиеся дела по личному составу в псковском подотделе Октябрьской железной дороги, по приказам удалось установить некоторые сведения. Эти данные будут приведены ниже со ссылками на первоисточники.
   В информации от 13 февраля 1949 года «Великолукская правда» писала:
  «48 лет работает на железнодорожном транспорте машинист паровоза Федор Власович Антипов. В паровозном депо трудится с 1907 года: слесарь, кочегар, помощник машиниста, паровозный машинист. А начинал он в 1901 г. трудиться стрелочником на станции Великие Луки». Может быть, он и готовил маршрут отправления тому первому поезду? А первым начальником станции был Горин Александр Васильевич. Наверняка он принимал главную роль в пропуске первого поезда через станцию Великие Луки.
  Следует заметить, что при строительстве железной дороги через Великие Луки авторы проекта думали не только о прибылях и доходах данного момента, но и знали, что железной дороге нужна и система, которая могла бы ремонтировать и строить подвижной состав.
  В 1902 году открылись главные железнодорожные мастерские общества, предназначенные для производства большого ремонта паровозов, вагонов, а также изготовления запасных частей и других необходимых предметов. Мастерские были рассчитаны на выпуск из ремонта 40 паровозов, 40 тендеров и более 2-х тысяч пассажирских и товарных вагонов в год. В главных железнодорожных мастерских работало более 700 человек. Мастерские были устроены так, что при необходимости можно было их увеличить в два раза без всяких проектированных затруднений. Оснащены они были на уровне последних достижений науки и техники.
  Правление общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги устроило на станции Великие Луки обменный пункт по передаче грузов, вагонов и поездов с одной дороги на другую.
  Приведем данные по погрузке и выгрузке грузов станцией Великие Луки за период 1902 по 1907 год.
                     Прибывало (Выгрузка)
  1902 г. - 2328853 пудов в год, т.е. - 6 вагонов в сутки;
  1903 г. - 1903537 - 5
  1904 г. - 2069771 - 5
  1905 г. - 1567617 - 3,9
  1906 г. - 1665770 - 4,1
  1907 г. - 1297637 - 3,2
                     Отправлено (Погрузка)
  1902 г. - 352053 пудов в год, т. е. - 1 вагон в сутки;
  1903 г. - 476655 - 1,2
  1904 г. - 905486 - 2,2
  1905 г. - 1082496 - 2,7
  1906 г. - 1257684 - 3,1
  1907 г. - 943272   - 2,3
  *Грузоподъёмность 2-осного вагона того времени была 18-20 тонн.
  При таких объёмах работ и строительстве железнодорожных организаций и объектов необходимы были высококвалифицированные специалисты разных железнодорожных профессий. Поэтому в 1902 году для подготовки кадров железнодорожников на станции Великие Луки было открыто техническое железнодорожное училище (ныне действующий Великолукский техникум железнодорожного транспорта).
  Училище содержалось на средства общего училищного фонда, образуемого ежегодным отчислением из эксплуатационных расходов русских железных дорог в размере 15 рублей на каждую версту пути. Оно являлось открытым учебным заведением с трёхгодичным учебным курсом и двухлетней обязательной практикой по окончании его. Основные специальности - машинисты паровозов и их помощники, дорожные мастера, электромеханики и другие. Кроме училища, акционерное общество открывало сеть начальных школ - одноклассные и двухклассные училища для детей железнодорожников. Первая школа была открыта на станции Новосокольники в 1902 году, затем еще семь школ, в том числе и на станции Великие Луки. Там, где не было школ, служащие получали субсидии от дороги на обучение детей в «посторонних» школах. Таким образом, не только станция Великие Луки, но и другие станции играли важную роль в развитии экономики Северо-запада и центральной части России. Все сооружения общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги проектировались в соответствии с последними техническими достижениями.

 А.А.Сычев. 2009 год. г. Великие Луки.

[К оглавлению книги "Из истории одной станции"]


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS