Из истории одной станции
 
[Восстановление продолжается]

 10 ноября 1944 года Совет Народных Комиссаров СССР принял специальное постановление «О мероприятиях по восстановлению хозяйства города Великие Луки». В нём содержалась программа восстановительных работ до конца 1944 и на 1945 годы. Программа предусматривала государственное строительство 19 тысяч квадратных метров жилой площади и выделение кредита более двух миллионов рублей на индивидуальное жилищное строительство. Планировалось восстановить городскую электростанцию довоенной мощности, построить две школы, детский сад и ясли, больницу на 250 коек, кирпичный завод, административные здания.
  По указанию правительства соответствующие министерства начали укреплять существующие и создавать новые строительные организации в Великих Луках.
  Были укреплены действовавшие с самого начала после освобождения города городская ремонтно-строительная контора и другие строительные организации.
  На железнодорожном узле были созданы специальные организации: «Великолукстрой», «Великолукстройлес», «Управление строительно-восстановительных работ ПВРЗ», «Третий восстановительный участок Калининской железной дороги». Руководил им опытный строитель П.И. Орлов. Рабочие этого участка позднее оказали существенную помощь и в восстановлении самого города - они строили ныне действующий мост через Ловать, прокладывали канализацию и т. п. Всё население железнодорожного узла добровольно трудилось на расчистке завалов, разборе разрушенных учреждений и жилых домов.
  В ходе социалистического соревнования в честь 27-й годовщины Октябрьской революции родилась инициатива по созданию комплексных бригад. В последующие годы они получили широкое распространение. Выросли замечательные передовики, которые добивались превышения установленных норм в несколько раз. Так, электросварщик К.А. Шверкин, ветеран железнодорожного транспорта, выполнял объём работ, превышающий норму более чем втрое, составитель поездов Максим Захарович Козлов почти вдвое сократил время формирования составов. Старший машинист М.М. Загоняев значительно перекрыл техническую скорость вождения поездов при одновременной экономии топлива.
  Производственные достижения железнодорожников дополнялись успехами в восстановлении узла. К концу 1944 года ими были введены в строй 11 стойл депо и 4 цеха, вагоноремонтный пункт (видимо ПТО), первая очередь системы водоснабжения, работала небольшая электростанция, заканчивалось восстановление стрелочных мастерских и строительство хлебопекарни, бани, фабрики-кухни, увеличено количество станционных путей и их полезная длина. А в 1945 году уже были полностью восстановлены вокзал и вагоноремонтный пункт. Путейцы восстановили 8 жилых и служебных зданий, построили 9 новых помещений для бригад. К концу года все работники службы пути были обеспечены жильём.
  В этот период в городе, при таких темпах строительства и восстановления, был большой дефицит электроэнергии. С весны 1945 года город получал часть потребляемой электроэнергии от энергопоезда, установленного на железнодорожном узле, а после, с укреплением собственной энергетической базы ПВРЗ и железнодорожном узле, энергопоезд мощностью 1000 киловатт был передан городской электростанции.
  Дефицит строительных материалов заставил искать нетрадиционные способы изготавливать их. Один из них являлся - шлакоблоки. (Чего-чего, а шлака хватало).
  Первыми в изготовлении их были строители железнодорожного узла, но очень скоро эстафету приняло строительное управление паровозовагоноремонгного завода УСВЗ-2. Был построен механизированный завод, который стал выпускать до 3-х тысяч штук этого стенового материала в сутки.
  В те годы из шлакоблоков строился жилой посёлок ПВРЗ. Шлакоблочными были и дом партийного просвещения горкома партии на улице Карла Либкнехта, и кинотеатр «Родина», и ряд других заметных зданий в центре города.
  Люди ждали, очень ждали Победу. Когда? Радовались нашим успехам на фронтах. Каждый день и час ждали очередную сводку:
  «За 24 апреля 1945 года на всех фронтах подбито и уничтожено 76 немецких танков и самоходных орудий. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 99 самолётов противника.
  25 апреля на всех фронтах подбито и уничтожено 125 немецких танков и самоходных орудий. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 82 самолёта противника.
  За 26 апреля на всех фронтах подбито и уничтожено 110 немецких танков и самоходных орудий. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 33 самолёта противника.
  За 27 апреля на всех фронтах подбито и уничтожено 170 немецких танков и самоходных орудий. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбит 41 самолёт противника.
  За 28 апреля на всех фронтах подбито и уничтожено 50 немецких танков...
  Юго-восточнее Берлина войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов завершили ликвидацию окружённой группы немецких войск.
  За время боёв с 24 апреля по 2 мая в этом районе наши войска захватили в плен более 120000 немецких солдат и офицеров. За это же время немцы потеряли только убитыми более 60000 человек. Войска 2-го Белорусского фронта, развивая наступление, 2 мая овладели городами Росток...
  Войска 4-го Украинского фронта, продолжая наступление в полосе Западных Карпат, с боями заняли крупные населённые пункты Ласков...
  Войска 2-го Украинского фронта, продолжая наступление восточнее города Брно, с боями заняли крупные населённые пункты Брумов...
  На других участках фронта существенных изменений не произошло.
  За 3 мая на всех фронтах подбито...
  За 4 мая на всех фронтах подбито и уничтожено 26 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 14 самолётов противника. Взято в плен 2860 немецких солдат и офицеров.
  В боях за 5 мая войска Украинского фронта взяли в плен 4660 немецких солдат и офицеров и захватили 24 самолёта и 215 полевых орудий. В числе пленных начальник мобилизационного отдела Штеттинского военного округа контр-адмирал Хорстман».
                                               (Взято в сокращении из фонда «РИА Новости»)
  Трудовой день 9 мая 1945 года начался как и обычно. Только заводской гудок звучал дольше, чем всегда. Так завод возвестил о долгожданной Победе.
  «...В декабре 1959 года, когда И.В.Сталину исполнилось бы 80 лет, когда памятники ему уже были снесены, когда Сталинград уже был переименован в Волгоград, и когда позорили имя Сталина,  его идеологический и политический противник Уинстон Черчилль произнес в палате лордов речь. Воспроизведем её фрагмент:

Пантелеев В. Л. у знамени города, кавалер 3-х орденов Славы (крайний слева)

  «Большим счастьем для России было то, что в годы тяжёлых испытаний ее возглавлял такой гений и непоколебимый полководец, как Иосиф Сталин... Сталин обладал большим чувством юмора и сарказма, а также способностью точно выражать свои мысли. Статьи и речи Сталин всегда писал сам, и в его произведениях звучала исполинская сила... Сталин производил на нас неизгладимое впечатление. Его влияние на людей было неотразимо. Когда он входил в зал Ялтинской конференции, все мы, словно по команде, вставали и, странное дело, почему-то держали руки по швам. Сталин был величайшим, не имеющим себе равных в мире, диктатором... Нет, что бы ни говорили о Сталине, таких история и народы не забывают».
  Английский лорд был хорошо осведомлён о ГУЛАГе и репрессиях 1937 года, но он - крупнейший политик XX века - поднялся до уровня высокого обобщения в оценке всемирно-исторической роли своего классового противника. Это значимо, тем более что У. Черчилля никто не побуждал к выступлению, посвященному 80-летию со дня рождения И.В. Сталина. Он отдал ему дань нескрываемого уважение, как одной из великих личностей мировой истории». (Г. Дмитриев. Газета «Великолукская Правда» 21 декабря 2006 года).
  4 июля 1945 года Константин Константинович Рокоссовский командовал парадом Победы в Москве.
  Большое количество памятников и памятных знаков, связанных с событиями Великой Отечественной войны, находятся на Великолукской земле. Но одним из них, вне всякого сомнения, великолучане гордятся особо. Это бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза Константина Константиновича Рокоссовского, который украшает одноимённую площадь в Великих Луках более 55 лет. В своей Книге «Время, События, Люди» Алексей Миронович Рыбаков писал: «Спустя несколько лет после войны, в конце 1948 года, Советское правительство приняло решение установить бюст дважды Героя Советского Союза К. К. Рокоссовского на его родине, в городе Великие Луки. В те годы мне довелось там жить и работать, поэтому многие события тех лет сохранились в памяти.
  В день 33-й годовщины Советской Армии, 23 февраля 1951 года, в торжественной обстановке на театральной площади города открыт бронзовый бюст выдающегося советского полководца, установленный на высоком гранитном пьедестале. Автор памятника - известный советский скульптор академик Н. В. Томский.
  Позже, в 1968 году, по предложению трудовых коллективов, решением исполкома городского Совета эта площадь была переименована в площадь Рокоссовского...».
  В своей автобиографии Константин Константинович пишет так: «Родился в 1896 году в городе Великие Луки, в семье железнодорожника-машиниста, от отца - по национальности поляка и матери русской. Вскоре после моего рождения отец был переведён машинистом на Варшавско-Венскую железную дорогу, и вся семья переехала в город Варшаву».
  Он рано лишился родителей, начал работать подсобным рабочим на фабрике с 12 лет, с 15 лет - каменотесом.
  Активный участник гражданский войны, командир эскадрона полка кавалерийской бригады, он был дважды ранен, награждён двумя орденами Красного Знамени и орденом Ленина ещё в довоенный период. И в то же время жизненный путь будущего маршала не был усыпан розами. Более двух с половиной лет ему довелось провести в печально знаменитой тюрьме «Кресты» по необоснованному обвинению. Однако эта трагедия не сломила волю военачальника, что позволило ему с блеском пройти через горнило военных испытаний, а затем достойно продолжить службу в мирное время на самых ответственных постах.
  По особенному военный талант К. К. Рокоссовского раскрылся в годы Великой Отечественной войны. Он не проиграл ни одного крупного сражения. Славу Отечества он приумножал на полях величайших битв - с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года. Командующий 16-й армией Западного фронта, которая отличилась в Смоленском сражении и сыграла выдающуюся роль в Московской битве... Позже он напишет в своих мемуарах «Солдатский долг»: «Слава вам, чудесные советские люди! Я счастлив, что был с вами все эти годы. И, если я смог что-то сделать, так это благодаря вам». (Газета «Великолукская Правда, № 284, 21 декабря 2006 года).
  В газете «Великолукская Правда» за № 246-247 от 8 ноября 2006 года в рубрике рассекречено Татьяна Ромашенкова опубликовала любопытную статью.
  «За основную и единственно верную версию о конце фюрера чекисты принимают известную всем историю о его самоубийстве. Вместе с Гитлером из жизни по собственной воле ушла его супруга Ева Браун. Точно так же, прихватив на тот свет жену и пятерых детей, с собой покончил и идеолог Третьего рейха Геббельс. В мае 1945 года их тела исчезли таинственным образом. Это и вызвало дальнейшие легенды о том, что Гитлер и его соратники остались живы. На самом же деле труппы были захвачены отделом по борьбе со шпионажем (СМЕРШ) 3-й Ударной армии, длительное время хранились в подвале самого обычного дома и лишь 21 февраля 1946 года были захоронены в городе Магдебург. Могила Гитлера, Геббельса и членов их семей не обозначились ни памятниками, ни крестами.
  Именно так кумиры немцев, виновные в гибели миллионов людей, пролежали 24 года.
  В 1970 году под личным руководством Юрия Андропова в недрах КГБ СССР был разработан план операции «Архив». Перед группой советских разведчиков ставилась непростая задача. Через 25 лет после тайных похорон найти могилу Гитлера и Геббельса, вскрыть её и уничтожить останки фашистских вождей. Всё это предполагалось сделать в обстановке строжайшей секретности.
  26 марта 1970 года председатель Комитета государственной безопасности Юрий Андропов лично утвердил план проведения операции «Архив». Цель мероприятия в документах, впервые выставленных на всеобщее обозрение, формулируется следующим образом: «Изъять и физически уничтожить останки захороненных в Магдебурге 21 февраля 1946 года в военном городке по улице Вестендштрассе возле дома №36 (ныне ул. Клаузенерштрассе) военных преступников. К участию в проведении указанного мероприятия привлечь начальника особого отдела КГБ в/ч ПП 92626 полковника Коваленко Н.Г., оперативных сотрудников того же отдела майора Широкова В.А., Майора Бедова ТВ., капитана Сучкова В.Б., старшего лейтенанта Гуменюка В.Г.».
  План, составленный Юрием Андроповым, был принят к немедленному исполнению. Офицеры КГБ, в числе которых были и ленинградцы, выехали на территорию ГДР и прибыли в Магдебург под видом простых рабочих. Операция по изъятию и уничтожению останков проводилась под видом строительных работ. Точное место захоронения оперативникам указали ветераны СМЕРШ, хоронившие Гитлера, Геббельса и их членов семей в первый раз. Прямо над могилой разведчики установили палатку. В ночь на 5 апреля, углубившись в землю на несколько метров, сотрудники КГБ наткнулись на останки четверых взрослых и пятерых детей. Два трупа при этом попали в могилу, сильно пострадав от огня. По обугленным костям советские разведчики узнали Гитлера и Еву Браун. Немцы пытались сжечь их тела сразу после самоубийства, однако сделать этого так и не смогли. Геббельса же вместе с женой и детьми в мае 1945 года сжигать никто не стал. После составления соответствующего акта найденные останки были помещены в специальные ящики. На грузовике оперативниками КГБ они были вывезены на танковый полигон Группы советских войск в Германии в районе Гнилого озера (Магдебургский округ ГДР) и сожжены. Таким образом, останки Гитлера сжигались дважды: в мае 1945 года и в апреле 1970 года. Могилой для фашистов стали воды реки Бидериц. Именно туда оперативники выбросили пепел оставшихся после сожжения останков. Уже на следующий день Юрий Андропов доложил об успехе спецоперации в Магдебурге высшему руководству СССР. Все офицеры, принимавшие участие в уничтожении останков фашистских вождей, были награждены орденами и медалями.
  Почётный и ответственный рейс выпал на долю машиниста Владимира Ивановича Смердина. Работая в составе 5-й паровозной колонны Наркомата путей сообщения особого резерва Ставки Верховного Главнокомандующего, великолучанин привёл первый пассажирский поезд в поверженный Берлин 28 июля 1945 года.
  Об этом армейская газета «Красная Армия» 29 июля 1945 года писала:
  «...Подрагивают, гудят массивные стальные нити под скатами паровоза. Из-за кривой станционного пути выбегает, попыхивающая белесыми факелами, краснозвёздная, советская «Эушка». На прибывающий поезд устремлён взгляд заслуженных генералов, офицеров и солдат, пришедших встретить первый пассажирский поезд из Москвы. Изгибаясь полукругом, светло-зеленые вагоны катятся к асфальтированной высокой платформе. Под застеклённым зонтом перрона крупные портреты вождей Советского народа.
  Поезд, вздохнув автотормозами, медленно останавливается»!
  4 августа 1945 года Великие Луки облетела радостная весть: за успешное выполнение заданий правительства и военного командования в период ВОВ, за стойкость и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР одиннадцать великолукских железнодорожников были награждены орденами.
  Машинист-инструктор Николай Васильевич Струнин стал кавалером ордена Ленина, начальник станции Великие Луки Зотик Маркович Богданов был удостоен ордена Отечественной войны I степени, котельный мастер депо Михаил Абрамович Соловьёв, старший стрелочник станции Великие Луки Анна Ермолаевна Лазуткина и начальник стационарной машинно-путевой станции Петр Сигизмундович Ледвиг - орденов Трудового Красного Знамени. Двум железнодорожникам были вручены ордена Отечественной войны II степени, четверо - орденом «Знак почёта».
  Из Великолукского архива: фонд Р-888, оп.2, ед. хр. 26, л. 219-229. 27 октября 1945 года. Город Великие Луки.
  Список лиц, представленных к награждению медалью «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 годы», по станции Великие Луки Калининской железной дороги - в количестве 34 человека.
  С образованием Великолукской области количество школьников в городе уже возросло до тысячи.
  Новый 1944/45 учебный год удалось начать, хотя и с некоторым опозданием.
  На железнодорожном узле, в помещении барачного типа начала работать начальная школа, которой стала заведовать С.М. Новикова и десятая школа (директор М.М. Поляков).
  В 1945/46 учебном году школьники города получили 1389 пар кожаной и брезентовой обуви, 225 пар валенок, 1118 платьев для девочек и 155 пальто.
  Вопрос о создании драматического театра заново встал после образования Великолукской области.
  Истоки зарождения драматического театра в Великих Луках восходят к 1918 году. Его «крёстными отцами» были такие выдающиеся в последствии деятели искусства, как С. Эйзенштейн, Д. Яркин, В. Сулимо-Самуйлов, К. Елисеев.
  Великая Отечественная война застала коллектив театра на очередных гастролях в городе Себеж. С большим трудом труппе удалось возвратиться в Великие Луки. Но и здесь их ожидала беда. Во время одного из налётов вражеской авиации бомба попала в здание театра, и оно полностью сгорело.
  В августе 1945 года коллектив театра переехал, наконец-то, в Великие Луки.
  С помощью Комитета по делам искусств при Совнаркоме РСФСР удалось сформировать новую труппу. Разместили её временно в городе Западная Двина. Там и шла подготовка репертуара к предстоящему открытию первого послевоенного театрального сезона в Великих Луках.
  Первые спектакли играли при свете коптилок из снарядных гильз, заправленных керосином и куском шинельного сукна вместо фитиля.
  После окончания войны Совет Народных Комиссаров СССР постановлением от 1 ноября 1945 года включил Великие Луки в число 15 древнерусских городов, подлежащих первоочередному восстановлению.
  Восстановление Великих Лук завершилось, в основном, в годы первой послевоенной пятилетки (1946-1950 годы). За это время в строительство промышленности, развитие городского хозяйства и культуры было вложено свыше 205 миллионов рублей.
  Великие Луки стал городом студенческой молодёжи, стал работать. Один из крупных вузов - Великолукский сельскохозяйственный институт (ныне Государственная Академия). Создан филиал Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (ныне филиал Университета). На двух курсах дневного отделения занимались 325 студентов - в основном рабочие и служащие железнодорожного узла и других станций Октябрьской железной дороги.
  В городе начали работать четыре техникума, в том числе и железнодорожный.
  К концу 1945 года удалось приспособить сохранившийся от прежнего клуба имени В.И. Ленина спортивный зал под клубное помещение. В декабре было избрано первое правление клуба во главе с А.А. Малышевой.
  В канун 1946 года заводчане установили в клубе первую послевоенную ёлку.
  После ремонта и реконструкции, прошедших в 1946 году, клуб имел зрительный зал на 300 мест, помещение для библиотеки и радиоузла, несколько комнат для занятий кружков художественной самодеятельности.
  Так, за сравнительно короткое время железнодорожный клуб имени В.И. Ленина превратился в крупный очаг культуры.
  В 1950 году по решению управления Калининской железной дороги началась разработка проекта нынешнего здания клуба. На его строительство было отпущено четыре миллиона рублей. Проект изготовил архитектор Марк Борисович Зильберборд, строительство осуществлял трест «Великолукстрой». Новое здание клуба было сдано строителями в 1956 году.

 А.А.Сычев. 2009 год. г. Великие Луки.

[К оглавлению книги "Из истории одной станции"]


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS