Из истории одной станции
[В годы первой мировой войны]

   Псковская губерния оказалась в годы войны прифронтовой. Заметная ноша войны пала на долю одного из уездных тогда городов Псковщины - Великие Луки, и особенно на плечи рабочих железнодорожного узла. Роль нашего города в войне была, прежде всего, стратегической. От Великих Лук близко до Латвии, Эстонии, Литвы. Здесь сходились железнодорожные пути с севера и юга (Петроград - Гродно), с запада (Прибалтика) и с востока (Москва и Замосковье).
  «Задолго до первой мировой войны был создан мощный железнодорожный треугольник Великие Луки - Новосокольники - Невель. Как поворотный круг в железнодорожном депо, этот треугольник позволял маневренно выполнять воинские перевозки на решающих направлениях фронта, обращенного к Германии», -писал один из военных журналистов.
  На протяжении всей войны через Великие Луки шли грузы на фронт и с фронта. Здесь скапливалось большое количество воинских частей, пленных, эвакуированных.
  В нашем же городе размещались эвакуированные из Эстонии и Латвии некоторые учебные заведения (в результате чего в 1914-1915 учебном году общая численность учащихся в Великих Луках составляла около трех тысяч человек). Переполнены были госпитали, больницы и даже некоторые частные дома.
  Но особой страницей войны входят Великолукские главные железнодорожные мастерские. К этим мастерским, обслуживающим тогда всю Московско-Виндаво-Рыбинскую железную дорогу, было приковано пристальное внимание. В первые же дни войны управлением дороги был прислан специальный циркуляр об установлении строгой военной дисциплины в мастерских. Во всех служебных помещениях был вывешен высочайший указ, что «за нарушение или неисполнение обязательного постановления виновные в том лица подвергаются распоряжением особого комитета в административном порядке аресту до 30 дней или денежному штрафу до 100 рублей». В ходе войны этот указ подкреплялся обязательными различными постановлениями и указаниями.
  Для создания более «надёжной» обстановки неугодных начальству рабочих отправляли на фронт, а с вновь поступающих брали подписку с гарантией неучастия в организациях, запрещенных законом от 2 декабря 1905 года.
  В разгар войны, с 1915 года, мастерские были переключены на выполнение воинских заказов: в августе 1915 года по заказу военного ведомства им было поручено изготовить 9556 штук фугасных гранат. По согласованию с Главным артиллерийским управлением мастерские изготовляли, в основном, трехдюймовые фугасные гранаты по французскому образцу, о чем сохранился документ-контракт, заключенный 1 августа 1915 года между артиллерийским управлением армии и управлением Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.
  Трудящиеся, в том числе рабочие мастерских, проклинали ненужную им войну. Но всё усиливающийся нажим администрации заставлял рабочих выполнять заказы относительно быстро. К 29 августа 1915 года, т. е. менее чем за месячный срок, великолукские литейщики отлили 143 модели и детали для обточки снарядов, выполнили и другие работы. Тогда же центральный военный промышленный комитет поручил великолукским мастерским изготовить пробную партию (20-30 штук) фугасных гранат из старой осевой стали.

Численность железнодорожников в 1913 г., их средняя заработная плата в месяц (по всем службам)*

Категория работников Число работников с зарплатой, руб. Всего работников Средний  месячный заработок, руб.
до 20 20,1-30 30,1-40 40,1 и  выше
1. Постоянные
в %
-
 -
14 604
3,8
236 201
59,2
146 874
37
397 679 40,1
100
2. Временные
в %
1279
5,8
15 505
69,8
4 442
20
985
4,4
22211 19,4
100
3. Поденные
в %
19 569
8,7
133 211
 59,1
68 408
30,2
4 760
2
225 648  26,3
100
Всего
в %
20 848
3,2
163 320
2,5
309 051
48,2
152 619
23,6
645 538
100
34,3


Средний месячный заработок постоянных и временных работников железных дорог в 1913 г. по основным службам*

Категория дорог Заработок по службам, руб.
управление тяга путь движение СЦБ и связь средний по всем службам
1. Казенный
в % к среднему заработку
61,5
162
46
121
19,9
53
35,6
84
42
106
37,9
100
2. Частные
в % к казенным
70
114
37,5
81,5
19,5
98
34,3
96,5
39,5
94
35,6
91,6

 * Данные таблицы охватывают около 80% работников железных дорог России в границах 1924 г., когда был образован СССР.//Железнодорожный транспорт в 1913 г. -М.: Транспечать, 1925.

  К концу 1916 года численность железнодорожников в России достигла 1 млн. чел. И продолжала расти. На Николаевской дороге, к этому времени, работало 52848 чел. (не считая подростков и детей), из них квалифицированных рабочих 23998, чернорабочих 14856, занимающихся интеллигентным трудом 9615, прочих (военнопленные, инородцы и др.) 4379.
  В конце 1916 года в строй эксплуатируемых вступила Мурманская дорога протяженностью 1245 верст. На ней работало 20020 чел. На Московско-Виндаво-Рыбинской (Петроградская сеть) рабочих и служащих трудилось 26778, на Северо-Западной - 38875 чел. Таким образом, общая численность железнодорожных рабочих и служащих на дорогах Северо-Запада составляла 138524 чел.
  Кризис железнодорожного дела отражал общий кризис царизма. Царское правительство и владельцы частных дорог переложили все трудности, связанные с эксплуатацией железных дорог, на плечи трудящихся. Экономическое и правовое положение служащих, мастеровых и рабочих в стране всегда было хуже, чем фабрично-заводских рабочих. При этом чистая прибыль от эксплуатации железных дорог была огромной. В 1913 году она составила, например, 362 млн. руб. В годы войны, несмотря на разруху, прибыли большинства частных и казенных дорог оставались чрезвычайно высокими. Типичным показателем является выручка по Московско-Виндаво-Рыбинской дороге: в 1914 году она составляла 44,5 млн. руб., в 1916 году - более 97,3 млн. руб. Получение максимальных прибылей обеспечивалось жесточайшей эксплуатацией рабочих, мастеровых, служащих.
  На магистралях стал широко применяться труд женщин и детей. Они использовались в качестве чистильщиков паровозов, истопников, ремонтных рабочих, стрелочников и т. п. Платили женщинам и подросткам значительно меньше, чем мужчинам.
  Кроме всех сложных условий труда работников железнодорожного транспорта, при приёме на работу требовалось пройти не простой отбор. Согласование с жандармерией и запросы о благонадёжности требовали определенного времени будущего работника любой должности от прислуги, кондуктора, стрелочника и др.
  Великолукский архив дело № 46 из ф. 768, оп. 2, ед. хр. 32 (за 1914 год), л. 45 значится: запрос начальника Великолукского отделения Санкт-Петербург-Виндавского жандармского полицейского управления железной дороги от 25 марта 1914 года № 584. «Прошу, согласно данных, помещенных на обороте сего, дать справки по вопросам имеющихся там же о вновь поступающем на службу вверенного мне отделения на должность кондуктора»
   Полковник  (подпись)

I. Данные

  1. Имя Отчество Фамилия - Георгий Алексеевич Лашутин;
  2. Звание, и какой губернии, уезда, волости и деревни: - мещанин, г. Невель Витебской губернии;
  3. Возраст - 19 лет;
  4. Какое, где и когда получил образование - в Пулковском церковно-приходском училище;
  5. Профессия - Кондуктор;
  6. Где проживал ранее (последние 5 лет) - в д. Лашутино Сокольнической волости, Невельского уезда;
  7. Где служил ранее (последние 5 лет) - нигде не служил.

П. Нравственная благонадёжность

  1. Каких нравственных качеств —
  2. Был ли судим, за что, какие наказания отбыл и был оправдан - не был;
  3. Уволился сам с места своей службы или был уволен и причина увольнения —

Секретно

  Начальнику Великолукского отделения С.-Петербург-Виндавского жандармского полицейского управления железной дороги.
  «Неблагоприятных в политическом отношении соблюдении об упомянутом в сем запросе лице, вверенном мне управлении не поступало».
  Начальник Витебского губернского жандармского управления (подпись)
   Дело №3751.   12 апреля 1914 года.   г. Витебск».

III. Политическая благонадежность

  1. Состоял ли в какой-нибудь политической противоправительственной организации - нет;
  2. Если состоял, то в чем выразилась его деятельность -;
  3. Участвовал ли в открытых смутах и восстаниях - нет;
  4. Был ли под судом, за что именно, какое наказание отбыл, или был оправдан - нет;
  5. Подвергался ли какой-нибудь административной каре - нет;

Секретно

  Начальнику Великолукского отделения С.-Петербург-Виндавского жандармского полицейского управления железной дороги.
  «Сообщаю, что упоминавшийся в запросе мещанин Георгий Алексеевич Лашутин по делам вверенного мне управления не проходил. Подробные сведения о Лашутине не собирались, так как он мещанин города Невеля, Витебской губернии, и место жительства его в Псковской губернии в запросе не указано».
   За начальника Псковского Губернского жандармского управления, его помощник Ротмистр /Злобин/.
    № 2720   29 марта 1914 года.    г. Псков.
   Подобные запросы были проведены на стрелочников Василия Никандровича Чистякова, Антона Игнатьевича Груша, а также на работников службы движения Василия Валериановича Капского, Анну Васильевну Полякову и многих других работников станции Великие Луки.

 А.А.Сычев. 2009 год. г. Великие Луки.

[К оглавлению книги "Из истории одной станции"


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS