Из истории одной станции
[В борьбе и тревоге]

   Мировая война вызвала большие изменения в жизни железнодорожников. О тревожном времени М.И. Городков вспоминал:
  «... Отец и братья ушли на фронт. Остался в семье старшим. Шел мне шестнадцатый год. Чтобы помогать матери кормить младших, пошел в паровозное депо и стал ремонтировать паровозы. В ремонтных цехах - холодно. Для обогрева рядом с паровозами жгли костры. На обед - пяток картофелин, принесенных из дома и испеченных в угольках костра. Работал на ремонте водяных баков, за 5-7 рублей в месяц.
  Вскоре после начала войны в дома соседей приходят с фронта вести одна горше другой. Всё чаще слышится надрывный плач вдов, рыдания осиротевших детишек, потерявших кормильца. Нескончаемым потоком прибывают на железнодорожную станцию санитарные поезда с ранеными, город превратился в военный госпиталь. Много домов великолучан превратились в госпитальные палаты...».
  По рассказу ветерана паровозного депо Л.А. Степаненко:
  «... Слух о приезде царицы для посещения городских госпиталей мигом разнесся по городу. Собрались с однокашниками и ожидаем на перроне великую гостью. Поезд прибыл со стороны станции Воробецкая, двойной тягой. На паровозах полно жандармов. Как только поезд остановился, грянул торжественной мелодией «Славянки» оркестр. Из вагонов вышли солдаты с оружием. Затем придворная свита. Следом появилась голубоглазая царица Александра (в народе её называли Алисой), невысокого роста, хрупкая, в темном костюме и светлой кофточке, волосы собраны тяжелым узлом на затылке. Царица приветствовала собравшихся помахиванием изящной ладони перед собой. За матерью появились царевны: Ольга, Татьяна и Анастасия. Царицу с дочерьми вмиг окружили придворные. Под рукоплескание встречающих вышел бородатый солдат, а следом за бородачом - юный наследник Алексей.
  Пройдя по перрону несколько шагов, царевич тронул за руку бородатого, и солдат взял его на руки.
  Важные гости направились к поджидавшим экипажам, запряженными тройками породистых рысаков, с молодыми кучерами на козлах. Жандарм махнул рукой в светлой перчатке кучеру головной кареты и напомнил:
  - Потихоньку трогай, доброго пути!
  Следом за царским экипажем двинулись городовые. За последней коляской с охраной мы бежим следом. В городе путь царской семье был устлан коврами. Горожане говорили, что ковровая дорожка тянулась до местечка Максимове, в имение Кутузова, где и остановилась царская семья.
  На следующий день царица с детьми, в окружении придворных, под охраной солдат молилась в утреннюю службу в церкви Казанской Богоматери. Затем отправилась в городские госпитали, где собственноручно вручила каждому раненому подарок: туго перевязанный красивой тесьмой пухлый пакет с отрезом материи и открытку с изображением ангела и утешительными словами на обороте:
  «В вере и надежде счастий бытия».  Царица одарила каждого золотой монетой со словами: «Раненому воину - за веру, царя и Отечество». Безруким поправляла постель, а золотую десятку клала, словно медаль, на грудь и ласково говорила:
  - Терпи, дорогой, битва с российскими врагами - великий подвиг, терпение растит душу.
  Такими же торжественными стали и проводы царской семьи в столицу.
  Когда царица вышла из кареты и направилась в вагон, её плотным кольцом обступили с протянутыми руками престарелые, нищие и калеки.
  Нервничал, подергивал длинный ус станционный жандарм. Царица дала знак человеку из придворных. И он принес из вагона сундучок с пожертвованиями великолукских купцов и подал царевне. Началась раздача золотых монет в протянутые ладони. Щедро наделенные крестились и тянулись целовать ручку благодетельницы. И она принимала уважение простого люда.
  Наконец, шумнул гудок, качнулись вагоны, грянул «Славянку» оркестр.
  За мостом через Лазавицу поезд прощально помигал провожающим рубиновыми огоньками хвостового вагона. Вскоре затих стук колес поезда, смолк и духовой оркестр ...».
  В 1916 году великолукские машинисты обслуживали пять пар пассажирских, семь пар товарных поездов. Маневровую работу на станции выполняли три паровоза. Пассажирские составы формировались из пятишести классных вагонов. Товарные насчитывали 7-8 2-осных вагонов. Для сцепления вагонов между собой служили винтовые стяжки.

  В 1917 году в городе создались продовольственные затруднения. Молодой профсоюз железнодорожников на своем собрании выдвинул требования:
  «Для семей железнодорожников руководством Николаевской железной дороги и станции Великие Луки выделить три вагона и организовать поездку за зерном в хлебные края России. Для паровозных бригад перед каждой поездкой производить выдачу четырех фунтов зерна».
  Временное правительство, учитывая военное значение узловой железнодорожной станции Великие Луки и паровозного депо, взяло их под особое наблюдение.
  По весне 1917 года, сразу же после молебна, при массовом присутствии деповчан, начальник паровозного депо Б.Н. Шулаев зачитал указание Временного правительства:
  «Арест, зачисление в воинские действующие части на фронте и перевод на казарменное положение железнодорожников, нарушающих установленную производственную дисциплину на Николаевской железной дороге».
  Представители Временного правительства и его Глава разъезжали по стране, агитируя рабочих за порядок и спокойствие, слаженность в работе, четкую организацию военных грузоперевозок.
  Побывали представители Временного правительства и на станциях Великолукского железнодорожного узла.
  Ветеран, почетный деповчанин, в ту пору работавший котельщиком в паровозном депо Новосокольники, рассказывал о встрече с Главой Временного правительства:
  «Где-то, уже по теплу 1917 года, приходит в котельный цех обер-мастер и говорит:
  - Собирайтесь на встречу Керенского, который будет на станции проездом.
  Стоим, ожидаем высокого гостя час - другой.
  Наконец, послышался паровозный гудок. Коротенький поезд из пяти вагонов остановился напротив вокзала. Сразу же вышли вооруженные солдаты, оттеснили собравшихся от поезда к дверям вокзала. Вскоре появился Керенский. Он сразу заговорил. Говорил Керенский гладко и очень хорошо. О многом. О чём он толковал, подзабыл, вот лозунги помню:
  «Все, кому дорога Россия-матушка, обязаны грудью встать на её защиту»,
  «Война с кайзеровской Германией до победного конца!».
   Михаил Абрамович Соловьев припоминал:
  «Керенский в тёмно-зелёном, иностранного покроя френче, в галифе, в сапогах с высокими голенищами - стоит на подножке вагона. Правая рука заложена за борт френча, а левая покоится сзади. Он без головного убора, с ёршиком тёмно-русых волос. Худощав, с бледным лицом, и блуждающими по сторонам глазами. На нас смотрел из-подлобья и без устали говорил-говорил о верности Временному правительству...».
  Летом 1917 года командование мятежных полков генералов Корнилова и Краснова требовали у руководства железнодорожников локомотивы и вагоны.
  Красновцам силой оружия удалось получить паровозную тягу и вагоны. Но поезда с белогвардейцами отходили от Великих Лук на две-три станции, паровоз под видом порчи отцеплялся от состава и возвращался в паровозное депо. А поезд с белогвардейцами оставался в поле без фуража, без запасов питания для солдат, без связи с командованием Временного правительства.
  По осени 1917 года великолукские железнодорожники включились во Всероссийскую стачку Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.
  Официальное сообщение о победе Социалистической революции в Петрограде дошло до Великих Лук 26 октября. В этот же день Псков снова находился в центре всеобщего внимания: туда приехала знаменитость. Теперь это был премьер-министр Временного правительства и верховный главнокомандующий российской армии Александр Федорович Керенский. В Петрограде произошёл переворот, большевики захватили власть, и он надеялся получить помощь от Северного флота.
  Ещё 21 октября представители всех полков Петроградского гарнизона заявили, что гарнизон будет подчиняться только вновь образованному военно-революционному комитету. Впредь ни один приказ, не подписанный Троцким или одним из комиссаров ВРК, выполняться не будет.

 А.А.Сычев. 2009 год. г. Великие Луки.

[К оглавлению книги "Из истории одной станции"]


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS