Из истории одной станции
[Советская власть]

  В феврале 1918 года по указанию из центра были ликвидированы органы власти свергнутого Временного правительства -земская и городская управы. В городе Великие Луки установилась Советская власть.
  К Великим Лукам приближался фронт. Город был объявлен на военном положении. Великолукские коммунисты, в т. ч. и железнодорожники узла, помогали укреплять дисциплину, в отступающих частях сохранять организованность. Созданный Реввоенсоветом 5-й армии и Великолукским уездным комитетом военно-революционный комиссариат объявил, что принимает на себя организацию прифронтовой полосы на участках Великие Луки -Невель - Опочка. За короткий срок был наведен порядок в частях, прекращено отступление, мобилизованы на защиту обороняемого участка тысячи великолучан и жителей прилегающих районов.
  Многочисленные враги действовали не только на фронтах гражданской войны, но и в тылу. В Новосокольниках были взорваны военные склады, на станциях Жижица, Торопец ограблены поезда.
  Для борьбы с контрреволюцией, для охраны мастерских, станции, телеграфа по инициативе коммунистов-железнодорожников в Великих Луках был создан вооружённый отряд.
В этот трудный для Республики момент железнодорожники, в том числе работники Московско-Виндаво-Рыбинской дороги, делали всё возможное, чтобы остановить продвижение воинских эшелонов, следующих в Петроград. Когда на линии Бологое - Полоцк появились два эшелона с казаками, рабочие-железнодорожники разобрали впереди поездов путь на протяжении 1,5 версты. (Августынюк А., Гвоздев М. Первая магистраль. Л.: Лениздат, 1952. С. 304.)

  Правительство, понимая важность железной дороги для страны, проявляло заботу о работниках. Декретом народных комиссаров от 28 июля 1918 года железнодорожные рабочие были поставлены в наиболее благоприятные условия. Декрет защищал железнодорожника и его семью в условиях голода от продразвёрстки и продналога, продовольственных карточек, жесткой инфляции, от личного ареста, обыска, уплотнения квартиры, выселения самого рабочего и членов его семьи, реквизиции имущества, в т.ч. продовольственных товаров, выращенных на собственных участках.
  Выход России из 1-й мировой войны и укрепление Советского государства не устраивало правящие круги империалистов Антанты. В марте 1918 года на Лондонской конференции приняли решение перейти от скрытой формы интервенции в виде материальной помощи атаманам Дона, Кубани и Оренбурга - А.М. Каледину, А.П. Филимонову и А.П. Дутову к открытой военной интервенции.
  В феврале 1918 года немецкие империалисты, нарушив перемирие, двинули войска внутрь России, угрожая Петрограду.
  Большевистская партия и Советское правительство провозгласили:
  - Социалистическое отечество в опасности!
  В ответ на призыв на железнодорожном узле формируются народные части и подразделения. Более десяти машинистов ушли добровольцами водить бронепоезда. Среди них Антон Желдаков, Иван Куров, Петр Семейко и другие машинисты депо.
  На протяжении всего периода гражданской войны наш город был на быстрине событий. Это объяснялось тем, что Великие Луки, его железнодорожный узел продолжали играть важную роль в военном отношении. Здесь комплектовались военные эшелоны гражданской войны, размещались военные гарнизоны, в частности, части 5-й и 15-й армий, находились эвакуированные из Прибалтики, размещался лагерь интернационалистов.
  Великие Луки в 1918-1919 годах являлись административным центром Псковской губернии, так как губернский город Псков подвергался оккупации кайзеровскими и бело-эстонскими войсками.
  Псковские губернские органы были эвакуированы в Великие Луки дважды: с 26 февраля по 25 ноября 1918 г. (наступление Кайзера) и с 25 мая по 30 августа 1919 г. во время оккупации Пскова белоэстонцами.
  Конкретное участие великолучан в гражданской войне началось с первых дней создания Красной Армии.
  Приветствуя декрет о создании Красной Армии, изданный в январе 1918 года, рабочие Великолукских железнодорожных мастерских на одном из своих митингов приняли такую резолюцию: «Принимая во внимание тяжелое положение Советской России, в связи с наступлением международного империализма... постановляем: по первому зову нашей рабоче-крестьянской власти мы, как один человек, встанем на защиту социалистического отечества. Мы приветствуем Красную Армию, которая проливает кровь за нашу молодую Социалистическую Республику».
  Как же практически происходило комплектование частей Красной Армии в Великих Луках?
  В соответствии с указаниями вышестоящих партийно-советских органов уездный исполком разработал инструкцию о создании регулярной армии вместо партизанских отрядов. В инструкции разъяснялось, что правительство занимается формированием Красной Армии, как регулярной боевой силы, за действия которой оно отвечает.
  11 апреля 1918 года при Великолукском уездном исполкоме был образован уездный штаб Красной Армии. Кроме того, в связи с действиями немецкой армии, которая, нарушив перемирие, развернула в феврале 1918 года наступление на советско-германском фронте (вблизи Великих Лук), совместными усилиями революционного комитета 5-й армии, расквартированной в городе, и Великолукского уездного Совета были образованы Великолукский укреплённый район и полевой штаб обороны города. Великие Луки были объявлены на военном положении, и даже было принято решение об эвакуации железнодорожных мастерских.
  Сложившаяся ситуация ускоряла необходимость формирования боевых единиц действующей организованной армии и её вооружения. Раздумывать было некогда: буквально в день создания уездного штаба Красной Армии штаб запросил Петроградский Военно-революционный комитет «отпустить для Советского отряда Красной Армии два пулемета: один системы «кольт», а другой системы «максим», 50 ящиков с лентами к ним, 42 винтовки и 2 тысячи патронов». Это было начало.
  Уездный штаб в содействии с полевым штабом 5-й армии развернул большую работу по комплектованию добровольцев в Красную Армию из числа перешедших на сторону революции солдат бывшей царской армии, рабочих и крестьян. За один лишь апрель 1918 года в городе «записалось 828 человек, из коих создано два полка: Великолукский и 7-й Латышский и формируется третий полк для охраны Советов», - говорилось в одном из донесений Великолукского исполкома.
  По примеру великолучан формировались новые военные подразделения и в других уездах Псковщины. Однако опасность была ещё велика. Поэтому власти Великолукского района, города и уездов вынуждены были пойти на крайние меры и жесткую дисциплину.

Объявление штаба Чрезвычайной охраны 1 июня 1918 года

  Активный отзвук населения на формирование армии и партизанских отрядов можно выразить в конкретных цифрах. На 15 июля 1918 года в Великолукском уезде скомплектованы и подготовлены к боевым действиям: Первый Великолукский имени Бебеля полк в количестве 882 человек; Второй Великолукский пехотный полк в количестве 455 человек; Первый Либавский латышский полк численностью 350 человек; Новский партизанский отряд численностью 161 человек; отряд Красной Армии при Богородицком Совдепе; Первая легкая батарея рабоче-крестьянской Красной Армии в количестве 88 человек.
  Здесь же, в Великих Луках, при Великолукском уездном комиссариате были организованы курсы красноармейцев.
  Особенно усилился приток добровольцев в армию в те тревожные дни, когда Советская республика оказалась в огненном кольце фронтов. Лозунг «Отечество в опасности» вызвал новый приток добровольцев и переход к обязательной мобилизации. В это тревожное время создавались красные коммунистические и комсомольские роты, ЧОНы (части особого назначения), главным образом для борьбы с внутренней контрреволюцией, женские батальоны. Был введен всеобуч. Председателем Великолукского всеобуча в 1919-1920 годах был посланец петроградских рабочих, оставшийся на постоянное жительство в нашем городе, Арсений Семёнович Ромачевский-Богданов, который до конца своих дней помнил о работе отрядов всеобуча.
  Пример в овладении военными науками показывали коммунисты. При Великолукском исполкоме и комитете партии был создан коммунистический отряд экстренного вызова, т. е. вооружённый отряд коммунистов, способных в нужную минуту вступить в вооружённую схватку с врагами революции. У коммунистов тех лет был лозунг: «Быть коммунистом - значит быть военным». Поэтому военные занятия проводились регулярно, при строгой дисциплине. Получив некоторые военные знания, коммунисты направлялись на фронт гражданской войны. Весной и летом 1919 года в Великих Луках было проведено четыре мобилизации на фронт, о чем повествуют документы минувших лет. Вот протокол № 34 комитета РКП(б) Великолукской организации от 7 мая 1919 года.
  Слушали: мобилизация на фронт коммунистов Великолукского уезда.
  Постановили: мобилизовать на фронт 20 процентов всех членов партии. Утверждение кандидатур провести тайным голосованием на общем экстренном собрании членов Великолукской организации РКП.
  В тревожные дни 1919 года, в период всеобщего военного обучения, было принято постановление Псковского губкома партии о военном обучении женщин-коммунисток. В постановлении говорилось: «С получением сего предписывается немедленно повсеместно на территории Псковской губернии приступить к обязательному обучению товарищей женщин-коммунисток военному делу, спорту, физическому развитию, санитарии и гигиене по прилагаемым программам.
  В программах указывалось, что продолжительность обучения должна определяться двумя месяцами, занятия должны проходить при военкоматах ежедневно по 2 часа. Обучению подлежат все коммунистки, делегатки, работницы-добровольцы. Обученные женщины должны быть зачислены в роты особого назначения.
  Особой активностью, молодым задором отличился великолукский комсомол. Уместно отметить, что и организованное оформление комсомольских организаций происходило в условиях мобилизации на фронт. В июне 1919 года в Великих Луках проходил I губернский съезд комсомольцев Псковской губернии.
  В жестких сражениях отстаивала молодая Красная Армия завоевание Великого Октября. Отправив на фронт своих лучших товарищей, рабочие делали всё для достижения победы над многочисленными врагами Советской республики.
  Тяжело было на фронте. Но не легче было и в тылу. Не хватало топлива. Буквально на вес золота был каждый кубометр дров, каждая тонна угля, необходимые для обогрева жилья рабочих, для технических нужд.
  Не было хлеба, одежды. От голода и холода, от усталости люди валились с ног, но не покидали своих рабочих мест. Ни на минуту не затихала жизнь на узле Великие Луки.
На многих участках фронтов крушили войска противника бронепоезда великолучан. Один из таких бронепоездов вышел с территории железнодорожных мастерских 2 августа 1919 года - в день первого субботника, который железнодорожники Великих Лук организовали по примеру москвичей. С тех пор коммунистические субботники стали проводить на узле регулярно.
  14 мая 1919 года Западный окружной транспортный отдел ЧК обратился в исполком города Великие Луки с просьбой принять меры по ускоренной организации железнодорожной милиции и установлению охраны железнодорожного узла. Необходимость экстренного формирования железнодорожной милиции мотивировалась тем, что с 10 июня 1919 года со всех железных дорог снималась воинская охрана и функции по охране железнодорожных путей, подвижного состава, станций, мостов, а также борьба со спекуляцией и мешочничеством переходили милиции.

Снимок поезда с мешочниками

  Псковский губисполком предписал эту передачу произвести в более сжатые сроки до 1 июня, причем в случае нехватки кадров рекомендовал посылать на крупные станции сотрудников уездной милиции, а мелкие станции пока не занимать. В состав III участка охраны Петроградской сети Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги входили такие крупные станции, как Великие Луки, Новосокольники, Невель, Насва, Локня, Гущино. Помимо них на территории Великолукского уезда находились более мелкие станции Великополье, Чернозем, Прискуха и др.
  Организация великолукской железнодорожной милиции началась с обращения 16 мая 1919 года к населению с призывом поступать на службу и оказывать всяческое содействие формируемой милиции. Но так как принимались только граждане, не подлежащие мобилизации в армию, то желающих поступить на службу оказалось крайне мало: в течение первых двух недель поступили заявления только от 19 человек. В добавление к ним пришлось приобрести ещё 19 агентов железнодорожного уголовного розыска, но они в первое время были заняты завершением своих дел и поэтому приступили к новой службе только в конце мая. В период с 15 мая по 1 июня с поступившими проводились занятия: им были прочитаны лекции по уголовному праву, технике раскрытия преступлений (с практическими занятиями), они знакомились с инструктивными документами и др.
  Сложными были вопросы обеспечения сотрудников продовольствием и обмундированием. Специальной формы для них первоначально не было, а продукты поставлялись через уездную милицию, но далеко не полностью: более-менее регулярно выдавались только хлеб, соль, вобла и махорка. В целях финансовой поддержки организуемой милиции отдел управления Великолукского Совета обращался в управление губернской железнодорожной милиции с ходатайством об открытии кредита в сумме 150 тыс. руб., но добиться этого не удалось. Для укомплектования штата железнодорожной милиции 17 июня 1919 года в Великие Луки командировались 57 сотрудников Псковской городской милиции; на следующий день было командировано ещё 9 человек командного состава для использования в качестве старших милиционеров. Содержались они за счет средств губернской милиции.
  Временно исполняющим обязанности начальника III Великолукского участка железнодорожной милиции был назначен Константин Петрович Дружинин, на которого легли основные задачи по её формированию. А трудности были не малые. Как отмечал начальник Великолукской уездной милиции Завелейский, помимо объективных, вышеназванных причин (нехватка опытных кадров, средств, отсутствие специалистов по работе в канцелярии), существовали и субъективные причины. Не было надлежащей помощи руководства со стороны начальников уездной милиции, из-за частой их смены (четверо за три месяца), а также губернской милиции, «помощь» которой сводилась чаще всего к ревизиям и противоречивым указаниям. По мнению Завелейского, Дружинин «проявлял полное старание и желание добросовестно исполнять возложенные на него обязанности». Поэтому предложения губмилиции о его замене считал не имеющими веских оснований.
  В течение двух месяцев 1919 года (июнь-июль) III Великолукский участок железнодорожной милиции организованно входил в состав Великолукского уездного управления, перед которым отчитывался о своей деятельности. За указанный срок сотрудниками его было составлено 245 протоколов, в основном по фактам безбилетного проезда (117), краж (70) и отсутствия документов (41); отмечено было и шесть случаев спекуляции. По этим фактам было задержано 164 нарушителя, за нарушения было взыскано 53 руб. Продолжалась работа и по дальнейшему укомплектованию рядов, в основном из крестьянства, бывших фронтовиков и рабочих. В результате к 1 августа 1919 года в штате железнодорожной милиции насчитывалось 354 человека. В тот же день III участок Великолукской милиции был подчинён напрямую губернскому управлению милиции. Общая постановка дела охраны железных дорог была признана «не вполне удовлетворительной». Поэтому Дружинина отстранили от должности и вместо него назначался рекомендованный Псковским губсоветом Звирбуль. С ним в Великие Луки дополнительно командировались 11 милиционеров.
  Так закончился организационный период становления железнодорожной милиции на станции Великие Луки. Позднее она действовала в соответствии с меняющимися требованиями времени, являлась силой, обеспечивающей порядок на железнодорожных путях и станциях в пределах Великолукского уезда.
  В годы гражданской войны разруха тяжело отразилась на промышленности, сельском хозяйстве, железнодорожном транспорте молодой страны Советов.
  Весной 1919 года банды белогвардейского атамана Булак-Булаховича захватили Псков. На этом участке Западного фронта вновь создалось крайне напряженное положение. Все губернские учреждения и организации 25 мая эвакуировались из Пскова в Великие Луки.
  Большую роль в мобилизации трудящихся на защиту страны от интервентов и контрреволюции играла газета «Великолукская Правда». Первый номер газеты вышел 17 сентября 1919 года.
  В этом же году в Великих Луках была введена карточная система на продукты и предметы первой необходимости: хлеб, крупу, муку, соль, сахар, мясо, мануфактуру. Особенно острое положение в городе сложилось во второй половине декабря 1918 года и в январе 1919 года, когда выдача хлеба и других продуктов совсем прекратилась.
  Оккупация обширных территорий в период с 18 февраля до 3 марта 1918 г. явилась разбойничьим набегом. Газета «Берлинер тагеблат» от 28 февраля сообщала:
  - «В Пскове захвачены трофеи: 104 локомотива и 1348 вагонов, из них 704 с грузом».
  Тем самым был задан тон тому, что происходило в последующие девять месяцев.
  Приступая к мирной жизни, наши деды и отцы встретились с огромными трудностями. Но все они - кадровые работники, и молодые, только что начинали свой трудовой путь, - старались делать своё дело не за страх, а за совесть.
  Из дела № 114 Псковского железнодорожного архива: Зайцев Бронислав Казимирович 1883 года рождения по достижении призывного возраста служил в царской армии. После демобилизации в октябре 1914 года был принят на службу станции Идрица - стрелочником. С 1 марта 1915 года по семейным обстоятельствам был переведен на станцию Великие Луки в качестве стрелочника и проработал в этой должности до января 1921 года. В 1921 году был назначен составителем поездов. С 1932 года -главный кондуктор этой же станции. Работая в этой должности, проявил все свои положительные качества, как состоявшегося специалиста железнодорожного транспорта.
  В апреле 1934 года переведен в распоряжение начальника станции Великие Луки и позднее назначен дежурным по станции Великополье. В апреле 1935 года по состоянию здоровья опять переведен на станцию Великие Луки в качестве весовщика-конторщика. После этого в личном деле записей больше нет никаких.
  Просматривая дело № 113 Зайцева Константина Алексеевича - сцепщика станции Великие Луки есть:

Выписка
из приказа народного комиссара путей сообщения № 200/Ц от 10 июня 1941 года. «О награждении работников Калининской железной дороги».

  За инициативу и энергию и проявленные в подготовке к работе в зимних условиях, ударную работу зимой наградить значком «Ударник Сталинского призыва»:
1. Андрееву Ефросинию Николаевну - старшего стрелочника станции Великие Луки;
2. Воробьёва Ивана Михайловича - весовщика станции Великие Луки;
3. Козлова Никиту Андреевича - старшего стрелочника станции Великие Луки;
4. Зайцева Константина Алексеевича - сцепщика станции Великие Луки.
  Народный комиссар путей сообщения              Л.М.Каганович.
  Начальник политуправления НКПС              (подпись)

 А.А.Сычев. 2009 год. г. Великие Луки.

[К оглавлению книги "Из истории одной станции"]
 

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS