Из истории одной станции
[Предвоенные годы]

  Перед началом 1941 года Великолукский район входил в состав Калининской области, площадь его вместе с городской территорией составляла 2,7 тысячи квадратных километров. По переписи 1939 года здесь проживало 122826 человек, в том числе в Великих Луках - 34932 человека. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в феврале 1940 года территория города была значительно расширена за счет включения в его состав близлежащих рабочих посёлков и деревень, население города Великие Луки увеличилось до 55 тыс. человек.
  Великие Луки являлись не только крупным узлом железных и шоссейных дорог, культурным и административным центром Северо-Запада России, но важным - стратегическим пунктом этого региона. В городе размещались различные военные воинские части и штабы, а с постройкой гражданского и военного аэродромов Великие Луки стали важным пунктом воздушных сообщений.
  В преддверии грядущих оборонительных боёв труженики города в короткий срок произвели демонтаж и эвакуацию оборудования ПВРЗ и других промышленных предприятий. Железнодорожники ценой огромных усилий обеспечивали высокую маневренность и пропускную способность воинским эшелонам, поездам с эвакуированным населением и важными грузами.

Железнодорожный вокзал в конце 30-х годов

  До сего времени железнодорожный транспорт - сердцевина Российской экономики. Только через устойчивую работу железнодорожного конвейера может стать эффективной работа всего народного хозяйства. Правительство не жалело материальных средств на техническое перевооружение железнодорожного транспорта. Первая пятилетка - это время внедрения многих открытий и изобретений.
  В истории железнодорожного транспорта есть памятное событие, отмеченное установлением «Всесоюзного дня железнодорожника» - приём работников железнодорожного транспорта в Кремле 30 июля 1935 года. С этого дня началась коренная реконструкция стальных магистралей страны.
  В годы второй и третьей пятилеток происходил большой приём в ряды Коммунистической партии передовых рабочих и служащих, проверенных на опыте социалистического строительства. В 1940 году в городской партийной организации состояло 1400 членов и 545 кандидатов в члены партии, объединённых в 98 партийных организаций, в том числе 25 организаций было на железнодорожном узле и 23 - на ПВРЗ.
  В предвоенные годы продолжался бурный рост города. Число его жителей с 40 тысяч в 1937 году увеличилась до 55 тысяч в 1941 году.
  К этому времени на узле Великие Луки были, в основном, определены большинство железнодорожных предприятий.
  На основании данных областного архива следует считать, что в 1898 году в связи с вновь строящейся Московско-Виндаво-Рыбинской железной дорогой возникла необходимость в железнодорожной медицине на будущей станции Великие Луки.
  В первые годы Советской власти здравоохранение на узле Великие Луки было представлено больницей на 50 коек, небольшой поликлиникой и здравпунктом мастерских.
  В 1934 году вступила в действие новая железнодорожная больница «имени XVII годовщины Октябрьской революции».
  В первые послевоенные годы медработники железнодорожного узла, наряду с лечебно-профилактической работой, участвовали в восстановлении разрушенных медицинских учреждений.
  В 1953 году введена в строй поликлиника на 250 посещений в смену. В 1962 году открылся профилакторий ЛРЗ на 25 коек.
  В эти годы особым уважением и авторитетом пользовались: главный врач Горева А.Н. и позже Белова Е П., зав. хирургическим отделением ЛРЗ Мейкшина Н.И., Заслуженный врач РСФСР Масюткина М.И. и другие.
  В настоящее время (1998 г.) имеет 210 коек, является многофункциональным лечебным учреждением, оснащённым современным оборудованием и аппаратурой, которая позволяет врачам использовать новейшие методы обследования и лечения.
  В 1996 году, после реконструкции, введена в эксплуатацию поликлиника на 500 посещений в смену, ведётся приём больных по 24 специальностям.
  В объединении работает много опытных врачей и медсестёр с высшей и первой категорией: Орлов А.А., Николенко СВ., Мосягина Д.Е., Тарасова К.В., Пивовар А.И. и другие.
  Первым всегда труднее. А кто был первым на железной дороге? Путеец, поэтому перед ними надо «шляпу снимать», трудная доля выпала на их судьбу в то время.
По мере сдачи построенных участков пути образовывались околотки пути, как выше упоминалось, участки пути, а вот как дистанция пути упоминалось впервые, (Великолукский архив дело Р-545, оп. 2, ед. хр. 64, л. 77 за период от 13 января - 12 декабря 1927 года) из «Акта первоначального испытания на должность подписали».
    Председатель экзаменационной комиссии
    ПЧИ-14  Воль;
    ПС-14 Пиотровский;
     Председатель МК Николаев.
  А из Приказа начальника 19-й дистанции Службы пути и сооружений М.Б.Б. железной дороги от 1-го июля 1935 года «О выбросе пути на перегоне Таборы - Кунья 17 июня 1935 года 450 километра», подписал приказ ПЧ-19 Сильков.
  Есть основания говорить о том, что как дистанция пути образовалась в период 1926-27 годов, так как есть другие документы, которые подписаны в 1925 году начальником участка пути.
  О заводе ЛРЗ достаточно подробно описали в своей книге «Есть такой завод» Павел Андреевич Сень - директор завода и корреспондент газеты «Гудок» В.М. Юрасов, изданной в 1991 году.
  Великолукское техническое железнодорожное училище при Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороге было открыто 1 июля 1902 года на основании Высочайше утверждённого 1 апреля 1886 года «Положения об училищах, состоящих в ведомстве МПС и содержащихся на средства общего училищного фонда». Училище было открыто по инициативе начальника Управления Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги Николая Дмитриевича Байдака.
  Первый приём учащихся был произведён в августе, а учебные занятия начались 4 сентября 1902 года. Срок обучения был установлен три года, после этого двухлетняя железнодорожная практика. Первый выпуск училища был осуществлён летом 1905 года и составлял 25 человек. Окончившим техническое железнодорожное училище присваивалось звание техников. Всего до 1917 года выпущено 300 человек.
  С момента открытия училища его начальником был И. А. Никольский, законоучителем - отец М. Кляровский. «Строительное искусство» и «Железнодорожное дело» преподавал В.И. Михайлов, заведующий мастерскими был Г.И. Почепцов, он также преподавал черчение, чистописание и пение, помощником заведующего мастерскими - К.И. Савицкий, надзирателем - В.И. Тульпичеев, о здоровье учащихся заботился врач училища В.В. Булычев. Дисциплина в училище была почти военной. Первые занятия учащихся проходили в так называемом в народе «доме врача», расположенном на улице Долгой (ныне улица Ставского), взятого в аренду у мещанина Т.И. Сустова.
  В 1906 году на отведённом бесплатно Великолукской Думой земельном участке (ныне улица Первомайская) построен двухэтажный кирпичный учебный корпус, 25 февраля 1907 года по распоряжению Управления М.В.Р. железной дороги здание училища было освящено, и прошёл молебен.
  После 1917 года училище было переименовано в профтехшколу железнодорожного транспорта. Первый приём был произведен в 1918 году, а выпуск состоялся в 1922 году - 22 человека. Профтехшколу закончили многие выдающиеся люди. В их числе Герой Социалистического Труда Вячеслав Александрович Малышев, выпускник 1924 года. Он был одним из крупнейших организаторов советской промышленности, занимал в разное время должности министров ряда министерств. Имя Малышева присвоено Харьковскому заводу транспортного машиностроения, одной из улиц Великих Лук, на здании ВТЖТ установлена мемориальная доска в память о его знаменитом выпускнике.
  В 1927-1930 годах в профтехшколе учился Константин Сергеевич Заслонов - Герой Советского Союза, один из организаторов и руководителей партизанского движения в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны.
  В 1975 году имя К. Заслонова было присвоено Великолукскому техникуму железнодорожного транспорта. Это имя ВТЖТ с гордостью носит и сейчас. В техникуме имеется комната-музей К. Заслонова и установлен в сквере памятник. Одна из улиц города Великих Лук называется его именем.
  С 1925 года в здании технического железнодорожного училища, переименованного в профтехшколу, где обучение длилось 3 года, наряду со школой был создан техникум со сроком обучения в 4 года.
  В 1925 году техникум закончил выдающийся наш выпускник Алексей Адамович Горегляд - Герой Социалистического Труда, крупнейший организатор производства, во время Великой Отечественной войны был заместителем министра танковой промышленности, а затем председателем Госплана СССР.
  Выдающимися выпускниками 30-х годов являются Николай Дмитриевич Антонов - Герой Советского Союза, Михаил Иванович Кушнер - Герой Социалистического Труда, Григорий Никанорович Кухарев - Герой Советского Союза.
  Перед Великой Отечественной войной при техникуме была школа ФЗО, курсы машинистов-паровозников, курсы дорожных мастеров и другие, и техникум назывался учебным комбинатом.
  В начале Великой Отечественной войны техникум был эвакуирован в город Алатырь Алтайского края, на юг Чувашской АССР. В 1944 году он вернулся из эвакуации, к тому времени от здания техникума осталась лишь разбитая коробка учебного корпуса.
  В восстановлении участвовали студенты и преподаватели, были мобилизованы все сотрудники техникума с переводом части из них на сверхурочную работу. В 1947 году было закончено восстановление учебного корпуса, и весной 1948 года заложен фундамент пристройки к зданию.
  С 1948 года по 1975 год директором техникума был Семен Иванович Яковлев, выпускник техникума, заслуженный учитель Российской Федерации, Почётный железнодорожник, который проводил огромную работу по восстановлению учебного заведения. При нём было открыто эксплуатационное отделение, построен второй учебный корпус и общежитие. СИ. Яковлев является основателем музея К. Заслонова, он создал архив техникума, собрав огромное количество воспоминаний выпускников, фотографий, документов эпохи. Сейчас эту работу продолжает Евгений Евгеньевич Чистов, выпускник техникума, ныне пенсионер, Ветеран труда, бывший заместитель директора по УПР.
  С 1975 года по 1987 год директором был Владилен Сафронович Кравченко, который до этого времени работал более 25 лет заместителем директора по учебной работе.
  С 1987 года по 2002 год директором техникума являлся Александр Федорович Сергеев, выпускник техникума, ныне заместитель директора техникума. При нём в 1998 году было открыто отделение «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», построен физкультурно-оздоровительный комплекс, реконструирован бывший детский садик в третий учебный корпус техникума, начат капитальный ремонт главного корпуса.
  В настоящее время техникумом руководит Владимир Иванович Ойя, выпускник техникума 1973 года, он продолжает традиции своих предшественников и успешно модернизирует учебный процесс за счет внедрения компьютерных технологий.
  За свои 100 лет техникум выпустил более 10000 выпускников. В 2000 году был выпущен его 10000-й выпускник. Им стала Роголева Татьяна, закончившая эксплуатационное отделение техникума с отличием.
  Техникум всегда славился не только своими выпускниками, но и преподавательским составом. Долгое время в техникуме работали и работают Валерия Александровна Фёдорова, заслуженный учитель Российской Федерации, Николай Федорович Фёдоров, бывший заместитель директора по УР, Владимир Филиппович Даровко, бывший заведующий заочным отделением, Таисия Андреевна Крикливец, заместитель директора техникума по УР, Бронислав Ефимович Анисов, Галина Петровна Смирнова, Любовь Анатольевна Семёнова, Александр Владимирович Ковалёв, Любовь Тихоновна Босташова, Валентин Иванович Дмитриев, Анатолий Александрович Сычёв и другие.
  Значимое место в истории железнодорожного узла Великие Луки по праву принадлежит локомотивному депо. В своей книге о родном предприятии «Депо на Ловати» и других публикациях очень подробно описал В.Я. Ипатов, бывший машинист паровоза и тепловоза.
  В Советское время Великолукская дистанция сигнализации и связи образовалась в 1923 году и входила в состав Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги. Дистанция размещалась в деревянной казарме, на этом месте сейчас построена бывшая железнодорожная школа № 49, начальником дистанции был И.В. Бушев. Границы дистанции проходили: по Московскому направлению от станции Западная Двина до станции Посинь и далее до границы с Латвией; на направление Полоцк-Бологое границы проходили по станциям Громы и Невель-1.
  В 1925 году для дистанции на территории станции Великие Луки было предоставлено новое помещение. Начальником дистанции был назначен А.А. Колосов, затем А.Н. Никитин, начальником по новым работам - В.В. Дорет, главным инженером -С.М. Веселов.
  С 1930 года дистанция располагалась в здании отделения движения («ДН»), в настоящее время в этом здании находится Филиал СПГУПСа. Начальником дистанции в это время назначили И.Б. Матюшина.
  В 1932-33 годах граница дистанции изменилась. Станция Торопец была передана Великолукской дистанции сигнализации и связи.
  В довоенное время оснащённость дистанции была невелика, телефонная и телеграфная станции находились в маленькой комнате, где был установлен коммутатор шкафного типа на 100 номеров. Ввод в здание телефонной станции осуществлялся воздушной линией связи. В использовании применялись телефонные аппараты системы МБ с индукторным вызовом. У дежурного по станции для связи со стрелочными постами установлены бленкерные номерники. На одном проводе, в большинстве случаев, включено по два стрелочных поста и более. Поэтому, дежурному по станции приходилось вызывать нужный стрелочный пост по азбуке Морзе. Телефонно-телеграфную станцию местной сети на станции Великие Луки обслуживал электромеханик и старший рабочий.
  В 1930-31 годах построена полуавтоматическая телефонная станция ЦТС 3 х 2 и телеграф «Бодо». Установлены четыре междугородних коммутатора по 6 номеров.
  В 1929 году на узле начали укладывать кабель, чем ликвидировали воздушные линии связи. С вводом в эксплуатацию телефонной станции ЦБ телеграфные аппараты МБ заменили на ЦБ.
  В 1929 году введена диспетчерская избирательная связь, что дало возможность электрожезловую систему заменить на механическую на участке Полоцк-Бологое. Околоток обслуживали электромеханик, монтёр СЦБ и старший работ. Всего было на участке 2 старших линейных электромеханика.
  В 1932 году для дистанции была выделена первая автомашина (полуторка). Дрезины не было в дистанции до 1934 года. Доставка материалов со складов осуществлялась лошадьми и вручную. Появление автомашины и дрезины дало возможность быстро доставлять необходимые материалы на место работ.
  С началом Великой Отечественной войны в июне 1941 года связисты дистанции, находясь под угрозой оккупации, сумели быстро эвакуировать аппаратуру, а после войны восстановили разрушенную врагом связь.
  Первыми руководителями дистанции в послевоенное время были С.М. Веселов, И.К. Кузьмин, затем А.А. Арсентьев и В.В. Горбунов.
  Во время войны и после неё работники Великолукской дистанции сигнализации и связи принимали непосредственное участие в восстановлении и строительстве устройств СЦБ и связи.
  Это ветераны Великой Отечественной войны Е.С. Родченков, М.С. Трощенков, А.Я. Рубенков, М.В. Воробьёва, З.В. Ермолаева, Е.П. Иванова и К.И. Иванова, А.Н. Никитина и З.С. Никитина. Труженики тыла А.С. Ахрамович, Ф.В. Артёменко, И.С. Бегачев, А.Ф. Васильева, Ю.З. Васютович, Г.И. Гавриченко, М.В. Логачева, Т.Ф. Мельдер, К.Н. Милютин и другие.
  Сейчас дистанцию возглавляет Юренков Григорий Геннадьевич.
  За прошедшие годы дистанция прошла путь от простейших устройств сигнализации и связи до современной компьютерной техники.
  Дистанция относится к 1-й группе оснащённости устройствами сигнализации, централизации и блокировки, связи, радиосвязи и ДИСК-КТСМ. Общая эксплуатационная длина дистанции составляет 572,1 километра.
  В дистанции работает 95 инженеров, 59 техников. Многие молодые специалисты занимают ключевые посты на дистанции. За годы своего существования в дистанции работали и работают семейные династии.
  Великолукская дистанция гражданских сооружений организована на базе Великолукской дистанции пути ПЧ-19 в июле 1936 года и получила название 3-я жилищно-ремонтная контора Калининской железной дороги.
  Выделение из дистанции пути в самостоятельную хозяйственную единицу - жилищно-ремонтную контору, вызвано с увеличением объёма работ по капитальному и текущему ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации зданий и сооружений, принадлежащих железнодорожному транспорту.
  В период организации 3-я жилищно-ремонтная контора располагалась в границах от станции Бологое-2 - исключительно до станции Громы - исключительно. От станции Западная Двина до станции Гущино бывшей Калининской железной дороги.
  Структура в то время была: два прорабских пункта на станции Великие Луки и станции Осташков, два участка смотрителей зданий на станции Великие Луки и станции Осташков, два домоуправления в Великих Луках, одно в Осташкове, одно на станции Торопец и одно на станции Западная Двина. Администрация конторы располагалась на станции Великие Луки.
  Данная структура существовала до августа месяца 1941 года. До начала оккупации территории немецкими войсками. В период оккупации немецкими войсками станции Великие Луки  жилищно-ремонтная контора располагалась вначале на станции Медведево, а затем передислоцировалась на станцию Осташков и, примерно, в мае-июне месяце 1943 года вновь возвратилась на станцию Великие Луки. Одновременно конторы домоуправлений Западная Двина и Торопец были передислоцированы на станцию Великие Луки.
  В марте 1947 года было объединение 3-й жилищно-ремонтной конторы с 4-й жилищно-ремонтной конторой, находящейся на станции Новосокольники и образовали 3-ю дистанцию зданий и сооружений Калининской железной дороги. В её структуру влились: прорабский пункт на станции Новосокольники, два домоуправления - одно на станции Новосокольники и одно на станции Себеж, и смотрительский участок на станции Новосокольники.
  15 мая 1953 года в связи с упразднением Управления Калининской железной дороги с центром в г. Ржев была переименована в 8-ю дистанцию зданий и сооружений Калининской железной дороги, управление которой располагалось в г. Смоленске.
  Приказом МПС за № 1101 от 25 марта 1960 года и, соответственно, приказом по дистанции № 40 от 8 апреля I960 года участок станции Бологое-2 исключительно - Торопец включительно, прорабский пункт станции Осташков, смотрительский участок и домоуправления станции Осташков были переданы в распоряжение Ржевской дистанции зданий и сооружений.
  Приказом МПС за № 25/Ц от 9 мая 1961 года, в связи с упразднением Калининской железной дороги, была переименована в 15 дистанцию зданий и сооружений Псковского отделения Октябрьской железной дороги.
  Приказом МПС за № 757 от 17 июля 1966 года дистанция зданий и сооружений была переименована в дистанцию гражданских сооружений (НГЧ-15).
  Приказом начальника Октябрьской железной дороги за № 120/Н от 21 октября 1969 года были установлены новые границы обслуживаемого участка: Великие Луки - Назимово вкл. -Клястица вкл., Сущёво - Завережье, Посинь - Русаново искл. Образовались: прорабский пункт по станции Великие Луки и станции Новосокольники. Два смотрительских участка и два домоуправления.
  Документальные сведения о дистанции и документы о работающих сохранились только с 1 января 1947 года по настоящее время. Документы за 1945-46 годы были сданы в архив управления бывшей Калининской железной дороги на станции Ржев. Документы за период организации 3-й жилищно-ремонтной конторы до 1945 года и документы 4-й жилищно-ремонтной конторы не сохранились. При неоднократной попытке восстановить их место нахождения не дало положительных результатов.

 А.А.Сычев. 2009 год. г. Великие Луки.

[К оглавлению книги "Из истории одной станции"]


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS