Из истории одной станции
[Хроника основных событий]

1833 - 1834 г. -  Русские механики Е.А. и М.Е. Черепановы построили первый в России паровоз.
30 октября (11 ноября) 1837 г. - Официальное открытие Царско-сельской железной дороги в России.
21 мая 1839 г. - На Царско-сельской железной дороге произошло первое серьёзное крушение с человеческими жертвами.
1854 г. - Инженером А.А. Сергеевым был разработан первый график движения поездов.
2 октября 1856 г. - Был принят в эксплуатацию новый телеграф.
31 января 1873 г. - Принято «Положение о сигналах» (прообраз Инструкции по сигнализации), а через год - Правила движения по железным дорогам, открытым для общего пользования.
1885 г. - Введен общий устав РЖД.
1888 г. - Сдана в эксплуатацию казённая дорога Псков - Рига.
1889 г. - Принят закон об общем пользовании вагонов в масштабе сети.
1890 г. - Создана служба метельных и штормовых предупреждений.
21 мая 1893 г. - Городское собрание Великих Лук обратилось в правительство с ходатайством о строительстве железной дороги через Великие Луки.
1897 г. - Сдан в эксплуатацию участок дороги Бологое - Псков.
1897 г. - Николаем II был издан указ о строительстве дороги Москва - Крейцбург.
1897 г. - На месте Волчьего болота в окрестностях Великих Лук начали изыскательские работы под строительство железнодорожных мастерских Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.
8 февраля 1898 г. - Были утверждены первые ПТЭ (Правила технической эксплуатации).
1898 г. - После засыпки, на юго-восточной окраине города, Волчьего болота был заложен первый камень в фундамент мастерских, и началось строительство Великолукского участка новой железнодорожной магистрали.
18 (30) ноября 1900 г. - Открыто временное движение до станции Великие Луки.
11 (24) сентября 1901 г. - Было открыто правильное движение.
28 сентября (10 октября) 1901 г. - Через Великие Луки прошел первый пассажирский поезд.
Сентябрь 1901 г. - Завершено строительство Главных железнодорожных мастерских.
1902 г. - Акционерное общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги открыло в Великих Луках железнодорожное училище.
1903 г. - Начато строительство паровозного депо в Великих Луках.
1903 г. - В городе Великие Луки возникла социал-демократическая группа.
11 ноября 1904 г. - Началось регулярное железнодорожное сообщение на всей тысячеверстной линии Москва - Виндава.
1904 г. - Сдан в эксплуатацию участок пути Бологое - Псков.
3 февраля 1905 г. - Первая забастовка Великолукских железнодорожных мастерских.
1 августа 1905 г. - Назначен первый начальник Великолукского депо.
1906 г. - Станция Великие Луки стала узловой для двух дорог: МВР и Николаевской железных
дорог.
1907 г. - Были спроектированы стрелочные переводы к рельсам типа 1-а, 2-а и позднее 3-а с маркой крестовины 1/11.
1907 г. - Закончено строительство железнодорожной линии Бологое-Полоцк.
1 января 1907 г. - Железнодорожная линия Бологое-Полоцко-Седлецкая (БПС) была передана Николаевской железной дороге.
1907 г. - Построен кирпичный вокзал в Великих Луках.
1910 г. - В депо поступили паровозы серии «НВ» с максимальной скоростью 115 км/час.
1911г. - «Казённая» дорога дошла до Полоцка.
1915 г. - железнодорожные мастерские начали выпуск военных заказов по изготовлению фугасных гранат и других деталей военного назначения.
1916 г. - Великолукское депо обслуживало пять пар пассажирских и семь пар товарных поездов. Маневровую работу выполняли три паровоза.
1916 г. - К концу года численность железнодорожников<в России достигла 1 млн. человек.
27 февраля (12 марта) - В Пскове царь Николай II подписал отречение от престола.
2 марта 1917 г. - Старые порядки утратили свою силу, образовалось временное правительство.
8 апреля 1917 г. - В великолукских железнодорожных мастерских явочным порядком введён 8-часовой рабочий день.
17 апреля 1917 г. - В Великих Луках образовался уездный Совет.
5 июня 1917 г. - В Москве состоялся 1-й всероссийский Съезд составителей, сцепщиков.
9 ноября 1917 г. - Генерал Краснов прибыл в Великие Луки, стал во главе 3-го казачьего кавалерийского корпуса.
Январь 1918 г.  - Штаб казачьего корпуса был расформирован.
Февраль 1918 г. - Ликвидированы органы власти Временного правительства. В городе Великие Луки установилась Советская власть.
11 апреля 1918 г. - При Великолукском уездном исполкоме образован уездный штаб Красной Армии.
Летом 1918 г. - В Великих Луках создана первая на Псковщине комсомольская организация.
1918 г. - Вступил в строй драматический театр.
16 мая 1919 г. - Начало организации железнодорожной милиции в Великих Луках.
2 августа 1919 г. - Проведён первый субботник железнодорожниками Великих Лук.
17 сентября 1919 г. - Вышел первый номер газеты «Великолукская Правда».
28 декабря 1919 г. - Вышел декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР».
1921 г. - Восстановлена Николаевская железная дорога.
До 1923 г. - Станция Великие Луки входила в состав М.В.Р. железной дороги.
1923 г. - Образована Калининская железная дорога, куда включена станция Великие Луки.
27 февраля 1923 г. - Николаевская железная дорога переименована в Октябрьскую железную дорогу.
1923 г. - Образовалась Великолукская дистанция сигнализации и связи и входила в состав М.В.Р. железной дороги.
5 августа 1924 г. - Опробован первый отечественный тепловоз конструкции Я. М. Гаккеля.
1925 г. - Восстановление железных дорог в стране было закончено.
1927 г. - Закончено строительство аэродрома и аэропорта в Великих Луках.
1927 г. - Построен ДК им. В. И. Ленина.
1928-1933 г. - Первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР.
1929-1930 г. - Произведена реконструкция Великолукского узла.
1930-1931 г. - На узле построена полуавтоматическая телефонная станция (ЦТС).
12 августа 1931 г. - Вышло «Положение об организации руководства коммерческой эксплуатацией на железнодорожных станциях».
13 октября 1931 г. - Вышел приказ Наркома путей сообщения СССР «О ликвидации обезлички вагонов».
1932 г. - Введено обязательное семилетнее обучение.
1932 г. - Начался серийный выпуск отечественных тепловозов.
1934 г. - Вступила в действие новая железнодорожная больница.
1935 г. - Возникло стахановское движение.
1936 г. - Дорога (М.В.Р.) реорганизована в две самостоятельные дороги: Западную и Калининскую.
22 июня 1941 г. - Начало Великой Отечественной войны.
23 июня 1941 г. - От Наркома путей сообщения поступило на железнодорожный узел указание о том, что все рабочие и служащие железнодорожного транспорта мобилизации в армию не подлежат.
1941 г. - Организована 5-я головная колонна паровозов особого резерва Главнокомандующего.
С 2 июля 1941 г. - Гитлеровцы стали совершать систематические налёты на железнодорожный узел Великие Луки.
16 июля 1941 г. - Последний день эвакуации Великолукского железнодорожного узла.
18 июля 1941 г. - Войска 22-й армии Западного фронта оставили город Великие Луки.
18 июля 1941 г. - Немецкие войска захватили город  на три дня.
22 июля 1941 г. - На центральной площади освобождённый город хоронил погибших воинов.
24 августа 1941 г. - В 15 часов 15 минут был отдан приказ об отходе наших войск.
25 августа 1941 г. - В город вошли немецкие войска и оккупировали город Великие Луки.
30 ноября 1942 г. - Замкнулось кольцо вокруг города. Отборные фашистские войска оказались в двойном кольце.
16 января 1943 г. - Пленение немецкого коменданта города Великие Луки.
17 января 1943 г. - Немецкий гарнизон был уничтожен, город был освобождён.
20 января 1943 г. - Великолукская операция 3-й Ударной армии завершилась.
6 октября 1943 г. - Освобождён город Невель.
1 января 1944 г. - Освобождён город Новосокольники.
22 августа 1944 г. - Образована Великолукская область.
Март 1945 г. -  Великолукский железнодорожный техникум вернулся из эвакуации.
9 Мая 1945 г. - День Победы.
1946 г. - Образовано Великолукское отделение Калининской железной дороги.
1946 г. - Паровозная колонна № 5 была расформирована в депо Чу.
1946 г. - Созданы пионерские лагеря за пределами города Великие Луки.
1947 г. - Отменена карточная система.
1949 г. - Образована погрузконтора.
1953 г. - Октябрьская и Ленинградская железные дороги объединены в одну - Октябрьскую железную дорогу.
1953 г. - Введена в строй поликлиника на 250 посещений в смену.
1954 г. - Открытие памятника В. И. Ленина на привокзальной площади.
1957 г. - Полностью в стране завершён переход подвижного состава на автосцепку, прекратился выпуск 2-осных вагонов и паровозов.
2 октября 1957 г. - Великолукская область упразднена.
1959 г. - Кировская и Октябрьская железные дороги объединены в одну Октябрьскую железную дорогу.
1961 г. - Объединены Калининская и Московская железные дороги в одну Московскую. При этом в состав Октябрьской железной дороги включены Ржевское и Великолукское отделения.
1962 г. - Великолукское отделение вошло в состав Псковского отделения Октябрьской железной дороги.
10 февраля 1966 г. - В Великолукское депо пришла первая сплотка из пяти грузовых тепловозов серии «ТЭЗ».
1996 г. -  После реконструкции введена в эксплуатацию Великолукская железнодорожная поликлиника на 500 посещений в смену.
31 июля 1996 г. - Псковское отделение было реорганизовано в Псковский подотдел Санкт-Петербург-Витебского отделения Октябрьской железной дороги.
2000 г. - Псковский подотдел упразднён. Станция Великие Луки вошла в состав Санкт-Петербург-Витебского отделения.

г. Великие Луки


1166/6674 г. - Официальная дата возникновения Великих Лук.
С 1406 г. - Город именуется Великими Луками.
1704 и 1706 г.г. - Посещение Петром I города Великие Луки.
1704 - 1707 г.г. - Период строительства крепости.
1719 г. - Великие Луки - административный центр Великолукской провинции.
1724 г. - Построена речная пристань.
1777-1927 г.г. - Уездный город Псковской губернии.
  С 26 февраля по 25 ноября 1918 г. и с 25 мая по 30 августа 1919 года - Губернский город.

 А.А.Сычев. 2009 год. г. Великие Луки.

[К оглавлению книги "Из истории одной станции"


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS