Из истории одной станции
[Эхо войны]

 Ким Зотькович Богданов - сын начальника станции допустил детскую шалость. Жили они тогда, как и все железнодорожники, в вагончиках семьями, приспособив их для жилья. Естественно, как и все дети военного времени был любопытным. Однажды нашёл запал к гранате и решил посмотреть, а что там, внутри. Результат: лишился левой кисти руки.
  В послевоенное время очень много было людей, которые пострадали подобным образом, как правило, со смертельным исходом. Это надо додуматься, чтобы, найдя неразорвавшуюся гранату или неизвестную «игрушку», бросить в костёр и стоять смотреть, как она взорвётся.
  В газете «Стерх» № 14 2001 год Т.Е. Ярмончик опубликовал статью «Трагедия в железнодорожной школе»:
  «1944 год, декабрь. За окном - стужа. Ещё идёт война, русские наступают. В город возвращаются эвакуированные, возвращаются и те, кто был вывезен на чужбину немцами, - эвакуироваться всем не было возможности.
  Город был разрушен и постепенно приходил в себя, работали несколько школ, но из-за их нехватки классы переполнены. В шестом классе железнодорожной школы № 3 учатся шестьдесят человек, что в два раза превышает норму. Много переростков - в последние годы не все могли учиться. Деревянному зданию средней школы чудом удалось уцелеть, несмотря на то, что она располагалась между железнодорожным узлом (станция Псков) и стратегическим шоссе.
  Мы жили в доме на узенькой кривой улочке в Завокзалье. Было 23 декабря, часов десять утра, когда за окном раздались чьи-то вопли. По улице бежала простоволосая женщина в расстёгнутом пальто. Это была Спиридонова, жившая неподалёку. А  вскоре мы узнали, что в железнодорожной школе произошла трагедия: страшный взрыв отнял жизни 27 человек.
  Стояли морозы, в классах было холодно. Кто-то надоумил: на заводском дворе завода «Выдвиженец» пропадает огромная куча торфа. Сказано - сделано. Военрук А. Румянцев, недавно вернувшийся с фронта инвалидом, распорядился, чтобы шестой класс приготовился к субботнику. Завод был рядом, и вскоре школьники весёлой гурьбой двинулись на добычу топлива...
  Ах, Румянцев, Румянцев! Как же ты, фронтовик, боевой офицер, и не сделал самого главного: не проверил. Не распорядился проверить рабочее место! Ведь был 1944 год, освобождённый от врагов город! Напичканная военными «сюрпризами» территория! Дети!
  Ребятам были розданы лопаты, мешки. Мальчики орудовали ломами и лопатами, девочки собирали торф в мешки. Торф на морозе смёрзся, и его приходилось долбить ломами, ребятам было весело, и, чтобы не замёрзнуть, они дурачились, с удовольствием орудовали лопатами и таскали мешки с добытым торфом в школу. Стоял весёлый гам...
  И вдруг... Под одним из ломов блеснуло пламя, и, раздался оглушительный взрыв... Когда рассеялись дым и торфяная пыль, вокруг лежали погибшие. Кричали раненые, и в ужасе разбегались уцелевшие.
  Лом угодил по большой, как кастрюля, противотанковой мине. Взрывом взорвало и разметало полкласса. Погибли в основном дети железнодорожников. Сын зам. начальника дистанции пути Александрова, сыновья диспетчеров П. Иванова и Некрасова, дочь кадровика ОРСа Т.П. Подносовой, сын оператора депо Савельевой, сын зам. начальника депо Богунова... Тяжело ранена дочь мастера депо И. Тарасова, дочь осмотрщика вагонов Н. Перлова. Контуженная и раненая она до сего времени с осколками в теле...
  Выросли с жуткими воспоминаниями оставшиеся в живых дети, теперь уже пенсионеры, и редко вспоминают о пережитом кошмаре.
  Кто виноват в этой трагедии? Война всё списала. Несчастные матери!
  Жаль этих мальчиков и девочек, не успевших получить путёвку в жизнь:
  Александров Лёня, Богунов Юра, Данилов Коля, Евстигнеев Юра, Жуков Витя, Иванов Руслан, Калистратов Боря, Максимова Зина, Никитин Миша, Подносова Жанна, Сергеева Вера, Соловьёва Вера, Фёдорова Тоня, Яковлев Володя, Александров Коля, Васильев Саша, Дроздов Жора, Жилин Вадим, Иванов Игорь, Иванов Юра, Кириллов Петя, Некрасов Олег, Певцова Лида, Савельев Юра, Смолина Вера, Спиродонова Нина, Яковлев Лёша.
  Особого рассказа заслуживает история возрождения ВТЖТ, который ведёт свою родословную с далёкого 1902 года.
  В самом начале 1944 года из города Алатыря Чувашской АССР, где находился эвакуированный в 1941 году Великолукский техникум, приехал «на разведку» его директор Е.С. Киссель. От всего увиденного в городе, освобождённом от гитлеровских оккупантов, сжалось сердце. Стоял прежде красавец - учебный корпус, а остался от него обгоревший и изуродованный скелет. Правда, нижний этаж уже успели оборудовать под военный госпиталь. В Водопроводном переулке сохранилось также полуразрушенное здание общежития. Все же остальные принадлежащие техникуму строения были полностью уничтожены.
  Ефим Степанович связался с управлением железной дороги, наведался в Великолукский горком партии. Коллективно постановили: техникум из Алатыря до осени не вызывать, но набор учащихся объявить заранее. А для учебных занятий использовать покамест здание на Больничной улице, часть которого была в то время занята офицерами одного из соединения истребительной авиации.
  Объявленный набор в техникум прошёл исключительно организованно. Учащихся пришлось разместить в развалинах общежития техникума и в землянках. В марте удалось приступить к занятиям, которые проходили строго по расписанию. По договорённости директора с военным командованием лекции цикла общеобразовательных дисциплин читали офицеры авиадивизии на общественных началах.
  В июне дивизия покинула Великие Луки. Занятия временно пришлось прекратить - до возвращения техникума из эвакуации.
  Но учащимся было не до отдыха. Срочно требовалось подготовить хотя бы несколько аудиторий к новому учебному году. Все включились в восстановительные работы.
В сентябре, с возвращением из Алатыря преподавателей и учащихся, занятия в техникуме были возобновлены. В холодных, плохо оборудованных классах жадно слушали преподавателей уже много повидавшие молодые люди.
  Гордостью техникума был преподаватель физики и химии Владимир Георгиевич Разговоров. Пётр Сергеевич Безродный был известен как лучший знаток паровозного хозяйства. Выпускник этого же техникума, участник Великой Отечественной войны, он длительное время возглавлял парторганизацию техникума. Славился своим незаурядным мастерством кузнец Игнатий Прокофьевич Федулов, чьими руками изготовлялись все новинки столярного и слесарного инструмента. Ученики недаром говорили про него, что он может подковать блоху... Мастера Венедикта Алексеевича Жугру называли ходячей энциклопедией по всем специальным предметам. Бывший воин проявил себя и как слесарь, и как столяр, и как кузнец высшей квалификации. С большой любовью относились учащиеся и к Александру Петровичу Пузикову. Ещё в далёком 1904 году он месил глину вместе со строителями железнодорожного техникума, а с 1912 года стал преподавателем в нём. Павел Викторович Станкевич окончил техникум в 1914 году, после чего много лет проработал на ПВРЗ и вернулся в техникум высококвалифицированным знатоком токарного дела.
  Фронт отступал. Но Великолукский железнодорожный узел продолжал оставаться одним из важнейших пунктов по снабжению фронта боеприпасами, вооружением, техникой, резервами. И гитлеровцы решили стереть его с лица земли. 19 июля 1944 года около ста фашистских стервятников сбросили свой смертоносный груз на железнодорожный узел. Было уничтожено практически всё, что с таким трудом восстанавливалось, разбито 7 паровозов, 3 эшелона с боеприпасами. При налёте 104 человека погибли и 286 человек были ранены.
  Но ни один транспортник во время налёта не покинул своего поста. М.Ф. Беляев, А.Г. Гаврилов и другие работники депо организовали людей на тушение пожара, охватившего паровозное депо и ряд других объектов. Рядом сыпались бомбы, рвались снаряды, а железнодорожники бесстрашно боролись с огнём, подавая воду. Им удалось ликвидировать очаг пожара и спасти ценное оборудование. В приказе № 217 начальника депо были названы отличившиеся во время вражеского налёта и в их числе 19 погибших железнодорожников. Под руководством начальника службы (дистанции) пути А.С. Стаскевича путейцы обеспечили быстрое восстановление железнодорожных путей, и воинские эшелоны снова пошли на запад.
  В ликвидации последствий вражеского налёта участвовали воины железнодорожных войск и население Великих Лук, не говоря уже о работниках железнодорожных предприятий. В их числе была комсомольско-молодёжная добровольческая бригада железнодорожного техникума, трудившаяся на восстановлении своего учебного заведения. Руководила бригадой шестнадцатилетняя комсомолка, учащаяся техникума Валя Иванова (В.И. Ловецкая), которой памятны те тяжёлые июльские дни.
  «Ни одна ночь тогда не проходила спокойно, особенно тревожно было на железнодорожном узле, рядом с которым я жила в то время. И сейчас стоит в глазах та чудовищная, страшная бомбёжка 19 июля....
  Теплую летнюю ночь вдруг оглушил рёв моторов, начали рваться бомбы. Ночь стала днём - так светился весь город. На узле находились десятки эшелонов с воинами, ехавшими на фронт, с ранеными, доставляемыми в госпитали. Много было вагонов с боеприпасами и другим военным имуществом. К утру, как только смолкли взрывы, горожане вместе с железнодорожниками сразу включились в разборку руин вокзала, освобождали железнодорожные пути. Тут же работала и моя бригада.

Вокзал после бомбёжки 1944 года

  Вокзал был завален убитыми. Кругом слышались рыдания и стоны. Мучительно вспоминать обо всём этом. Мы раскапывали развалины, выносили мёртвых и оказывали помощь раненым и контуженым.
  Вот и сейчас стоит перед глазами мальчик с раскрытым, забитым песком ртом, которого нам не удалось спасти: на наших руках он и скончался.
  Вблизи железнодорожных путей стояло много вагонов, в которых жили семьи железнодорожников. От них тоже ничего не осталось, а мы приводили в порядок уцелевшие жилища.
  Работали круглосуточно, не жалея ни сил, ни времени, и молодёжь, и ветераны.
  Затем в течение недели мы вели очистку привокзальной площади...».
  Это был последний налёт вражеской авиации на Великие Луки.
  В тополиной роще, по соседству с первым стрелочным постом станции, поблизости с железнодорожной колеёй, на братском захоронении деповчан стоит массивный памятник из бетона. Заметный из кабины тепловоза, напротив остановки пригородных поездов, напоминает о последнем налёте на железнодорожный узел вражеской авиации.
  В результате летнего 1944 года наступления советских войск была восстановлена граница СССР от Чёрного моря до Балтийского моря. 25 июля Калининская область была полностью освобождена. И в июле-августе правительство принимает решение: в целях скорейшей ликвидации тяжёлых последствий войны в западных районах Российской Федерации образовать новые области - Псковскую, Новгородскую, Брянскую и Великолукскую.
Указом Президиума Верховного Совета СССР 22 августа 1944 года была образована Великолукская область. (Упразднена она 2 октября 1957 года).

 А.А.Сычев. 2009 год. г. Великие Луки.

[К оглавлению книги "Из истории одной станции"


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS