Евроавтобусы снова на рельсах

  Семь из восьми рельсовых автобусов РА-1, эксплуатирующихся в локомотивном депо Великие Луки, были отставлены с начала июля от работы в связи с необходимостью проведения технического обслуживания по замене масла и масляных фильтров. Единственный работавший (№ 32) продолжал курсировать на участке Новосокольники – Дно. На других участках – от Великих Лук до Дно, до Назимово, до Земцов и до Невеля – вместо рельсовых автобусов временно использовались пригородные поезда на тепловозной тяге. 
     Такие же, какие ходили здесь прежде. Так что пассажиры не пострадали, их доставляли к месту назначения. Они лишь недоумевали: куда же делись «европейские», как их кто-то окрестил, красивые и удобные автобусы, к которым — за несколько месяцев эксплуатации – все уже успели привыкнуть?      Как сообщили нам в пригородной службе дороги, с 18 июля они вновь – один за другим – возвращаются в эксплуатацию.
     - Проблема со сроками проведения ТО-2 рельсовых автобусов возникла из-за того, что несколько затянулся процесс подписания нового договора между Октябрьской железной дорогой и изготовителем данного подвижного состава — ЗАО «Метровагонмаш», — пояснил начальник отдела ремонта пригородной службы Александр Аксенов. – Лимиты по договору 2005 года были исчерпаны. Специалисты «Метровагонмаша» в этой связи приостановили техническое обслуживание своих рельсовых автобусов. Однако 13 июля новый договор был, наконец, подписан, после чего они возобновили эту работу. Что же касается операции по замене масла и фильтров, то она большинству из рельсовых автобусов – в процессе предыдущих ТО-2 – уже производилась дважды. Только прежде – оперативно, в этот же раз, как назло, необходимость ее производства угодила именно в «стык» между двумя договорами.
      Представители «Метровагонмаша» будут работать в депо вплоть до истечения двухгодичного гарантийного срока эксплуатации рельсовых автобусов. Правда, на дизельный двигатель и гидропередачу гарантия предоставлена сроком лишь на один год, так как эти комплектующие производятся в Германии.
      Напомним, первый рельсовый автобус на дороге был торжественно отправлен в презентационный рейс с пассажирами со станции Великие Луки 15 октября 2005 года. Сейчас уже никто не сомневается, что принятое тогда решение о замене старого подвижного состава на этот, казавшийся поначалу несколько экзотическим, было правильным. 
    Рельсовые автобусы благополучно выдержали традиционное для железнодорожной техники и самих железнодорожников испытание зимой, то есть отъездили этот суровый период без серьезных срывов, выявив, вместе с тем, узкие места в эксплуатации. Было допущено несколько случаев отказа в работе, но их причины быстро устранялись. А ведь опасения по поводу того, как поведут себя эти металлические «первозимники», были небеспочвенны. Все-таки их изготовитель специализируется на производстве подвижного состава для метрополитена, в подземных тоннелях которого, защищенных от природных катаклизмов, созданы почти идеальные условия эксплуатации. 
     По словам машиниста-инструктора Великолукского локомотивного депо Андрея Верхотурова, рельсовые автобусы чрезвычайно экономичны в эксплуатации. Так, на 100 километров пути участка Великие Луки–Дно рельсовый автобус расходует 30—35 литров топлива, в то время как локомотив ТЭП-70 – 210. Таким образом, использование автобуса выгоднее для эксплуатационников в семь раз!
    Управление этим современным видом подвижного состава полностью компьютеризировано. Локомотивные бригады довольны тем, как им работается.
    — В принципе, — допускает Андрей Верхотуров, — таким автобусом можно было бы управлять даже «в одно лицо», то есть машинист мог бы обходиться без помощника. Возможно, в дальнейшем так и будет.
     Конечно, при оценке нового вида транспорта главным критерием является удовлетворенность (либо неудовлетворенность) им пассажиров. Подавляющее большинство пассажиров – жители Псковской и Тверской областей и отдыхающие в этих живописных местах — положительно отзываются о рельсовых автобусах. В них удобные сиденья, работает вентиляция. Единственное нарекание вызывает отсутствие туалета. На особо длительных маршрутах, таких как Великие Луки–Дно, пассажиры вынуждены ожидать прибытия на конечную станцию до шести часов. Самым простым решением вопроса было бы увеличение времени стоянки на таких крупных станциях, как, к примеру,
Сущево и Дедовичи.
       Хочется пожелать новинке благополучной эксплуатации в дальнейшем, однако приходится признать, что проблемы могут быть спровоцированы наличием «двух нянек» у этого подвижного состава. Локомотивное депо Великие Луки находится в подчинении локомотивной службы, а за организацию перевозок пассажиров рельсовыми автобусами отвечает пригородная служба, она же «ведет» упомянутый договор. Конечно, логично было бы отдать и ремонт, и договорную работу в одни руки. Но обслуживать этот непростой подвижной состав в каком-либо из своих моторвагонных депо пригородная служба позволить себе не может: немецкие дизели моторвагонникам не по зубам. Дай бог великолукским локомотивщикам с ними справиться. Рельсовый автобус «ближе» к тепловозу, чем к пригородной электричке.

     22 июля 2006 года. Ирина Верховная, Анна Артамонова   Газета "Октябрьская магистраль" 

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS