Владимир Ипатов
Депо на Ловати
ОСВОБОЖДЕНИЕ 

   Освобождение города началось с вызволения из плена железнодорожного узла. Учитывая стратегически важное значение железнодорожного узла, немецкое командование вновь уложило более десятка станционных путей, перешили рижскую колею линии железной дороги и установили сообщение со своим тылом. В течение многих месяцев немецкое командование торопливо превращало узел в мощный опорный пункт обороны. В прилегающих к узлу деревнях Курьяниха, Зеблище, Глинка и других, территория вокруг завода, железнодорожной станции, паровозного и вагонного депо, водонапорной башни, а также на подступах к ним были сооружены сотни дотов и дзотов, блиндажей и посадочные площадки для самолетов.
   Зарывшись глубоко в землю, прикрывшись, казалось бы, непреодолимыми укреплениями, немцы хвастливо объявили по берлинскому радио:
   «Великие Луки — часть линии обороны Берлина».
   Нашим командованием было принято решение фланговыми ударами обойти узел и отрезать его гарнизон от основных сил немецкой армии. Больше месяца продолжались ожесточенные бои за осуществление этой задачи. Немцы отчаянно сопротивлялись. Но яростные атаки теснили немцев, узел был блокирован.
   На предложение советского командования сложить оружие, во избежание кровопролития, немецкое командование ответило отказом. Тогда советское командование приказало перейти от осады к уничтожению опорных пунктов железнодорожного узла.
   Немцы упорно отстаивали каждый дзот, блиндаж и дом. Особенно донимали минные заграждения. Густота минных полей, особенно вокруг паровозного депо, сдерживала наши войска. Бойцы железнодорожного мино-подрывного взвода старшего лейтенанта И. Куколя Д. Пугачев, В. Левин, ефрейтор И. Облогин и И. Коваленко только на коротком отрезке железнодорожного пути, от переезда к семафору, со стороны станции Великополье обезвредили 22 мины различных систем.  К тому же проходы, проделанные нашими бойцами в минных полях, немцы держали под непрерывным обстрелом!
   Кольцо вокруг немцев сжималось. Советские воины овладели станционным парком и заводским клубом, деревней Собакино.
   Немцы сосредоточили все свои силы на небольшом оставшемся участке, который находился в треугольнике, образованном деревнями Глинка, Курьяниха и водонапорной башней. Водяная башня стояла на возвышенном месте и была командной высотой, где находился немецкий штаб. В каменных, соседних с паровозным депо, домах расположились замаскированные наблюдательные пункты, огневые точки и снайперские гнезда. По этой высоте и была сосредоточена основная масса атакующего огня артиллерийских частей и дивизиона бронепоездов. Но для подхода бронепоездов ближе к немецким укреплениям необходим железнодорожный путь. Со стороны железнодорожных станций Великополье и Сердце срочно восстанавливались мостовые фермы, укладывалось верхнее строение пути, ложились рельсы. Чтобы укрыться от губительного огня, сержант желдорбата А. Гилевский и боец М. Хайрухин нашли выход: скрепили уложенные в три ряда бревна и мостовые брусья и за этим передвижным прикрытием монтировали железнодорожный путь к паровозному депо.
   Со временем для бронепоездов был построен железнодорожный путь от станции Великополье до деповского угольного склада и значительный сектор прицельного обстрела: района паровозного депо, деповской водонапорной башни, трансформаторной деповской будки, деревень Глинка и Курьяниха.
   Для выявления возможностей дальнейшего продвижения бронепоезда к вражеским позициям бойцы желдорбата: Евсеев, Сурченко и Логинов с сержантом Наумовым разведывали состояние железнодорожных путей деповского угольного склада. Обнаружив смельчаков, немцы забросали их гранатами, затем по разведчикам открыли ружейно-пулеметный огонь. При обстреле разведчики наблюдали за вспышками выстрелов и установили, что дзот, находившийся впереди у путей угольного склада, щетинился крупнокалиберными пулеметами. Из данного дзота немцы могли вести фронтальный огонь по железнодорожникам-восстановителям и бронепоезду, а также фланговый огонь по пехоте, наступающей на деревню Зеблище. Один из бронепоездов отправился на уничтожение дзота. И огнем своих орудий подавил огневую точку противника.
   В северной части паровозного депо, у трансформаторной будки, находились несколько важных объектов врага. От будки веером расходились траншеи, идущие в глубь немецкой обороны. 
    В разгар боев за железнодорожный узел стрелковое подразделение младшего лейтенанта Порта решительно атаковало немецкий командный пункт и рассеяло до
двух взводов немцев. Через несколько часов немцы вновь овладели своим опорным пунктом. После многих попыток подразделение младшего лейтенанта Бубнова снова захватило деповскую трансформаторную будку. Тогда  немцы подтянули свежие силы. И после ожесточенного артобстрела двумя группами, по полсотне солдат в каждой, вооруженных автоматами, гранатами и ручными пулеметами, перешли. в наступление. Бубной с уцелевшими бойцами отошел. Стало ясно, что немцы не будут считаться с потерями, чтобы удержать важный для них объект. На помощь нашей пехоте пришла артиллерия бронепоезда, которая в течение двух суток, почти беспрерывно, вела огонь из орудий по району деповской трансформаторной будки, не давая немцам поднять головы. И немцы не выдержали, отошли.   Когда подразделение старшего лейтенанта Андреева совершило обход немецкого дзота, расположенного в начале угольного склада, пулеметчики бронепоезда шли следом за пехотинцами, прикрывая их наступление огнем станковых пулеметов. При необходимости к обстрелу вражеских огневых точек подключались тяжелые орудия бронепоезда.
   При поддержке бронепоездников подразделение Андреева захватило на угольном складе территорию,  где стояли  консольный и паровой краны, и стали обходить здания паровозного депо с обеих сторон. Продвижение задерживалось густыми минными полями. Враг воспользовался этой задержкой и успел перебросить с других участков до роты солдат. Тут же о скоплении немецкой пехоты у паровозного депо было дано знать артиллеристам другого бронепоезда. После первых залпов второго бронепоезда немцы были рассеяны.
   Вражеская авиация, стремясь сорвать снабжение фронта необходимым, яростно бомбила железнодорожные станции с прилегающими к ним перегонными путями, охотилась за воинскими эшелонами. Не проходило дня, чтобы на ближайшую к Великим Лукам станцию Великополье не налетали немецкие самолеты. Небольшой коллектив станции, вместе с начальником Ойя, трудился рука об руку с бойцами одного из подразделений желдорбата. И ни разу не допустили перерыва в движении из-за бомбежек. Составы, находящиеся на станционных путях, во время налетов немедленно рассредотачивались, а повреждения технических средств и путей быстро устранялись. Рассредоточение, укрытие от нападения с воздуха и разгрузка воинских эшелонов облегчались многочисленными тупиками и ветками, построенными воинами-железнодорожниками. Эти рельсовые разветвления давали возможность четче организовывать движение поездов и пропускать через станцию к Великим Лукам значительный грузопоток.
   Обеспечение фронта и войск, осаждавших железнодорожный узел, лежало в основном на паровозниках великолукского паровозного депо, квартировавшего в ту пору на станции Торопец и разместившегося на территории бывшего оборотного депо. 
   Вождение поездов в прифронтовых условиях требует не только отличного знания техники паровозного дела, но и большого мужества, выдержки, готовности идти на самопожертвование. Паровозники должны особенно хорошо знать профиль железнодорожного пути, в совершенстве владеть искусством поездного маневра, чтобы избежать поражения подвижного состава с грузами для фронта в случае воздушного нападения.
   В паровозном депо трудились смелые люди. Машинист паровоза Александр Львов однажды вел к фронту воинский эшелон. В пути на поезд напали фашистские стервятники. Машинист Львов искусными маневрами спас воинский состав от растерзания с воздуха, но сам был тяжело ранен в ногу. Кровь сочилась сквозь марлю бинта, кружилась голова, но машинист привел поезд по назначению. И его положили в воинский, госпиталь, оттуда из-за тяжести ранения решено было эвакуировать машиниста в тыл. Из окна вагона готового отправиться санитарного поезда раненый Львов увидел на станционном пути свой паровоз, и, несмотря на протесты медиков, на костылях добрался до локомотива. Набирался сил дома, в Торопце. Через месяц машинист Львов, прихрамывая, расхаживал у своего паровоза.  
   И таких примеров было немало. Паровоз машиниста Николая Васильева, бегущий к фронту, обстреляли немецкие лётчики. Пули крупнокалиберного пулемета в нескольких местах вспоров металлическую обшиву пробили стенки цилиндрической части котла. Белесое, огненное пламя рванулось на свободу. И дальше ехать было нельзя. В поезде находились краснозвездные танки с обслугой. И Васильев вместе со своей бригадой решил заделать пробоины, не отцепляясь от воинского состава. Машинист заторопился к ящику с заглушками, взял несколько толстых бородков. И чтобы не обжечься паром, Васильев держал бородок клещами, а его помощник Петров поочередно с кочегаром Шкилем заколачивали кувалдой металлические стержни в пулевые отверстия. Лунинцы привели состав под Великие Луки, на станцию Великополье, в полном составе. Их паровоз, с заколоченными пулевыми пробоинами, водил поезда еще свыше полумесяца до постановки на промывочный ремонт.
   Торопецкое депо немцы взорвали при отступлении. Рядом с развалинами депо стоял вагончик с двумя тисками и непотухающим кузнечным горном. Не было паровозных стойл, где можно было производить оздоровительный ремонт паровозов. Ремонт производился в любое время года под открытым небом примитивными инструментами. А воинские составы под Великие Луки надо было доставлять вовремя. Изобретательность, находчивость, творческая выдумка помогали военным паровозникам.
   Начальником Торопецкого депо работал Александр Дворников. В канун освобождения Великих Лук начальник паровозного депо в приказе отмечал ударную работу паровозных бригад: машинистов Д. Хлоптунова, М. Беднера, Бедюхова, К. Прокофьева, А. Адаменкова и многих других. Им была объявлена благодарность, их имена занесены в «Книгу подарков матери-Родине и Великому Сталину».
   Примером своевременной доставки к местам назначения воинских эшелонов для фронта были локомотивные бригады старших машинистов-орденоносцев К. К. Августова, П. И. Варфоломеева и других.
   Пала деревня Глинка. Затем взяты водонапорная башня и ряд кирпичных домов, превращенных гитлеровцами в крепости. Вскоре было освобождено и паровозное депо.
   Январская: ночь была нестерпимо холодной. Пронизывающий ветер захватывал дыхание. В нетопленых землянках и блиндажах зябко дрожали раненые немцы.  Здоровые пленные крупными партиями в сопровождении наших бойцов этапом отправлялись на сборный эвакопункт.
   Страшное опустошение предстало перед глазами освободителей. Когда наши бойцы ворвались на территорию железнодорожного узла, горело паровозное депо и соседние дома. Кругом валялись трупы в зеленых шинелях. Темнели на снегу развороченные дзоты и блиндажи. Минеры стали обезвреживать мины, заложенные на станционных путях. Подразделение капитана Рыбинского приступило к восстановлению 8-го станционного пути, на котором сошлись бронепоезда. 
    Начался новый день — день возрождения великолукского железнодорожного узла. 
   Немало воинов погибло при штурме и освобождении железнодорожного узла. Так, при штурме паровозного депо был смертельно ранен заряжающий бронеплощадки Терехин. Артиллерист Терехин захоронен перед стрелочным постом на 307-м километре, у 3-го пикета. За тяжесть освободительных боев, невосполнимые потери бойцы горько шутили, называя городок на Ловати «Великими Муками».

[Предыдущая страница]  [ Оглавление]  [ Следующая страница]


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS