Владимир Ипатов
Депо на Ловати
БИТВА  НА  РЕЛЬСАХ

   Мирный труд советских людей оборвала война, развязанная немецким фашизмом. В первое военное утро все локомотивные бригады перешли на казарменное положение. После рейса никто не отправлялся домой. Наскоро пообедав в деповской столовой, паровозники после короткого отдыха, опять становились во главе воинских эшелонов, бегущих к приближающемуся фронту. Во второй половине дня 2 июля 1941 года над городом появились вражеские бомбардировщики, охраняемые истребителями. Предварительно разрушив станции Чернозем и Великополье, фашисты обрушили бомбовый удар на станцию Великие Луки, где в это время скопилось несколько эшелонов с боеприпасами, горючим, беженцами и ранеными. Одна из бомб угодила в эшелон с боеприпасами. Вагоны загорелись. Пожар грозил перекинуться на цистерны с горючим. В этой обстановке настоящее мужество проявили бригады машинистов маневровых паровозов М.Козинцева и К.А.Прокофьева.
     Под грохот разрывов, стоны и крики о помощи К.А.Прокофьев и его помощник П. Н. Артемьев, вначале вывели со станции на угольный деповской склад состав с горючим. А затем стали растаскивать горящий эшелон с боеприпасами. Вторая маневровая бригада машиниста М. Козинцева и его помощника В. И. Наумова  вывели в безопасное место состав с ранеными.
   В паровозном депо шла напряженная работа по демонтажу оборудования и консервации части паровозов,. Многие локомотивные бригады направлялись в специальные железнодорожные формирования для обслуживания прифронтовых магистралей. Сократившийся наполовину коллектив паровозного депо продолжал работать в исключительно трудных условиях. Участились налеты вражеской авиации. Нередко поезда обстреливались пулеметным огнем. Так, 27 июня, на пятый день войны, на разъезде Кузнецовка (под Себежем) погиб машинист паровоза Василий Кононов. 
    Вспоминая тревожное время, машинист паровоза К. К. Августов рассказывал: 
    - В первых числах августа 1941 года отправились с поездом до города Осташков. Благополучно проследовали первые станции. И вдруг из-за леска вынырнул желтокрылый стервятник. Низко пронесся над поездом. Возвратился и стал пикировать. Одна бомба упала у первого вагона. Вторая - справа от тендера. Копной гравия и огня взметнулась насыпь рядом с паровозом: Крупным осколком пробило водяной бак. Остановил поезд. Помощник П. Жуков с девушкой-кочегаром спрыгнули с паровоза и укрылись в несжатой ржи. Я залег за крупным камнем, что белел неподалеку от паровоза. Фашист сбросил еще несколько бомб, обстрелял из пулемета. Когда он улетел, я услышав зов о помощи:
  - Рука, рука!
    Подбежал, а мой помощник Петр Жуков весь в крови. Одна рука плетью повисла у окровавленного бока. Другой он прикрыл окровавленный живот...  В в августовском рейсе, в одну из яростных бомбежек  воинского эшелона, был смертельно ранен мой помощник А. Терентьев. Он похоронен неподалеку от станции Назимово, на разъезде Бубново, в березняке...
    До последних  августовских дней шла эвакуация паровозов, становочного парка и технологической оснастки в депо Кунгур, Шарья и Буй и на пермскую железную дорогу. Паровозы отправлялись, как с поездами, так и сплотками, сцепленными по несколько локомотивов. Последняя сплотка паровозов, отправляющаяся в тыл, ведомая машинистом А.И.Бабран, была обстреляна немецкими парашютистами. Эвакуация железнодорожников и их семей была закончена 16 июля 1941 гола. Железнодорожники отправились из Великих Лук отдельным составом, начальником его был А. И. Орел. 
     Железнодорожный узел оказался на передовой линии фронта. Участились воздушные налеты. Воинские эшелоны шли через станцию Великие Луки сплошным потоком, днем и ночью.
    По несколько суток подряд, пока хватало сил, машинисты и их помощники и кочегары не покидали рабочих мест. Машинисты паровозов П.И.Варфоломеев, А.В.Богданов, С.Я.Семенов и многие другие работали без смены по сто и более часов, отдыхая урывками, прикорнув за реверсом, пока паровоз снабжали углем, водой и смазочными материалами.
   Машинисты депо на многих стратегических направлениях помогали Красной Армии громить врага, обеспечивая своевременную доставку воинских грузов и боевой техники.
   В июле 1942 года на станции Подмосковная, в депо имени Войкова сформировалась пятая паровозная колонна Наркомата путей сообщения особого резерва Ставки Верховного Главнокомандующего из 20 паровозов, 60 локомотивных бригад. Большинство машинистов великолучане А.И.Рудзит, А.М.Бабочкин, В.И.Смирдан, Г.И.Гржибовский, И.А.Медов, Я.Н.Артамонов, А.И.Бабран, П.М.Кононов; помощник машиниста Л.В.Голубятникова и многие другие. Немало суровых жизненных испытаний выпало на их долю.
   Коллектив паровозной колонны прошел по фронтовым дорогам Великой Отечественной войны. Военные железнодорожники обеспечили Красной Армии своевременную доставку всего нёобходимого. Не все вернулись  домой. Многие паровозники навсегда остались лежать вблизи огненных магистралей. 
   Поезд, груженный боеприпасами, ведомый машинистом А.Е.Филипповым и помощником З.К.Синициной, внезапно остановился на железнодорожной ветке около станции Земцы  ржевского направления. Из-за прямого попадания бомбы в будку машиниста все погибли. 
    На станции Ржев после налета вражеской авиации убиты на паровозе машинист В.Э.Страутман и его помощник В. П. Шелдошенко. Стояло лето 1941 года.
     В декабре 1941 года машинист Ф.А.Дмитриев работал на маневрах под депо Медведево. В который раз фашисты принимались бомбить станцию и депо. Машинист не покидал своего боевого поста, производил расстановку паровозов по ремонтным стойлам. Одна из бомб взорвалась рядом, обдав паровоз градом осколков. Взрывом другой бомбы сорвало часть обшивки будки машиниста. Но Дмитриев не прекращал работу, выполняя указания дежурного по депо. Крупная бомба рванула у колес паровоза. В горячке машинист вскочил ноги, но сделав только два шага, внезапно почувствовал резкую боль в груди и левом боку, и потеряв сознание, рухнул на половицы будки. Израненного машиниста перенесли в железнодорожную больницу. Через шестеро суток Ф. А. Дмитриев умер.
    Не вернулись из рейса машинисты паровозов А. С. Родченков, И. К. Шнюкат, М. Т. Ласкин, П. Я. Яковлев.  В августе 1942 года на станции Волоколамск погибли  от фашистских бомб помощник машиниста А. Н. Шабанов, кочегар Е. П. Аксеновский. Под Старой Руссой на станции Лычково осколком бомбы был убит машинист М. В. Блокунов. На железнодорожных путях станции Осташков прямым попаданием авиабомбы разбило паровоз, погиб машинист И. С. Шкляр. На паровозе под поездом, готовым к отправлению со станции Торжок, осколком авиабомбы был убит машинист Н. Д. Калинин. На польской земле, во время артиллерийского обстрела, погиб Помощник машиниста Е. В. Щербаков, не дожив до Победы несколько дней.
    На фронтовых дорогах машинист П.М.Кононов сменил одиннадцать паровозов, полностью или частично разбитых огнем противника. Смерть обходила Кононова стороной, хотя и была порою совсем рядом. Павел Матвеевич отыскивал пули и осколки в тюфяке, на котором спал, в сукне шинели, которой укрывался с головой, чтобы не слышать взрывов и трескотни зениток в походной теплушке, первой прицепленной к паровозу. Даже в кисете с махоркой машинист находил смертоносный металл.
      П. М. Кононов единственный машинист в депо, удостоенный двух нагрудных знаков «Почетному железнодорожнику». Первый — за образцовое выполнение грузоперевозок под Сталинградом, второй за активную рационализаторскую деятельность в мирные дни.
      П. М. Кононов за время Отечественной войны доставил немало воинских эшелонов с риском для жизни от Подмосковья до Берлина. Но один из них был особо памятным, когда машинист из-под Сталинграда в город  Балашов привел небольшой поезд с плененным штабом фельдмаршала фон Паулюса.
      Машинист-инструктор В. Ф. Урлик во время массированного налета вражеской авиации вывел в безопасное место четыре санитарных летучки с ранеными и два состава с боеприпасами. В одном из составов загорелись вагоны, в которых начали рваться снаряды. Виктор Филиппович отцепил с десяток вагонов, полыхавших огнем,, а остальные вывел на железнодорожную вытяжку Черниговского направления. За смелость и находчивость машинист-инструктор В. Ф. Урлик награжден орденом боевого Красного знамени.
      Машинист паровоза А. М. Бабочкин за примерное обеспечение военных перевозок под Сталинградом награжден орденом Красная Звезда — дважды.
      Под Сталинградом на перегоне Петров Вал — Сарепта, ранен. 
      За сопровождение тепловозной бригады, ведущей поезд с членами Советского Правительства на Потсдамскую конференцию, министром путей сообщения Ковалевым награжден именными часами. За труд в мирные дни удостоен ордена Трудового Красного Знамени и нагрудного знака «Почетному железнодорожнику». 
     Машинист П. К. Смирнов водил воинские эшелоны от станции Подмосковная до Берлина. За ратный и мирный труд удостоен ордена Ленина, ордена Трудового Красного знамени, ордена Красной Звезды — дважды. За долголетний безупречный труд удостоен нагрудного знака «Почетному железнодорожнику».
     Под постоянными бомбежками паровозы и вагоны, мосты и тоннели выходили из строя. Необходимо было, как можно быстрее возвращать порушенное в работу.  Так, на пятый день войны на Великолукском паровозо-вагоноремонтном заводе был сформирован и оснащен всем необходимым для ремонта специальный поезд «Подрем-2».
    Личный состав подвижной ремонтной мастерской состоял из заводчан, деповчан и других железнодорожных коллективов узла.
    В последний день эвакуации хозяйства Великолукского железнодорожного узла 16 июля 1941 года состав «Подрем-2» отправился в военный путь по прифронтовому маршруту: Великие Луки — Торопец — Бологое —Икша-1 — Бескудниково (под Москвой). Откуда: Ярославль — Бологое-2 — Медведево — Горовастица — Медведево — Бологое — Медведево — Торопец — Великие Луки. В марте 1942 года на станции Горовастица при бомбежке поезда были убитые и раненые.
   В 1943 году во время боев за освобождение Великих Лук труженики поезда ремонтировали паровозы и бронепоезда 57 отдельного дивизиона.
   В поезде трудились деповчане: мастер В. С. Селезнев, слесари А. С. Никоноров, А. А. Медведев, В. К. Крутов, И. Н. Звонков, П. Д. Федоров, Г. И. Афанасьев.
   С именем сержанта Николая Емельяновича Хованова связана фронтовая биография экипажа бронепоезда «Михаил Кутузов», входившего в состав дивизиона бронепоездов, защищавшего Закавказье. В динамике слышен приказ:
   — Сержант Хованов, поднимайте пары! По команде командира выводите бронепоезд! 
   Через полчаса хода послышались разрывы бомб, показалась стая вражеских бомбардировщиков, громивших железнодорожную станцию. И на этот раз фашисты не ушли безнаказанно. Умелое маневрирование крепостей на колесах и частые меткие выстрелы спаренных зенитных пушек настигли самолет, который вспыхнул факелом и камнем рухнул вниз. За ним второй .немецкий бомбардировщик нашел свою погибель от меткого огня зенитчиков.
    — Хорошо, — отметил про себя всегда спокойный машинист бронепоезда Н. Е. Хованов. И так было не раз.
   В деповской коллектив Николай Емельянович возвратился с боевыми наградами. И еще многие десятки лет водил грузовые и пассажирские поезда, умножая трудовую славу родного коллектива.
    Водили бронепоезда по прифронтовым дорогам деповчане Ф. И. Радионов и А. Н. Кондратьев.
    Почетный и ответственный рейс выпал на долю машиниста Владимира Ивановича Смирдана. Работая в составе 5-й паровозной колонны Наркомата путей сообщения особого резерва Ставки Верховного Главнокомандующего, великолучанин привел первый пассажирский поезд в поверженный Берлин 28 июля 1945 года.
  Об том армейская газета «Красная Армия» 29 июля 1945 года писала: 
   «...Подрагивают, гудят массивные стальные нити под скатами паровоза.  Из-за кривой станционного пути выбегает, попыхивающая белесыми факелами, краснозвездная, советская «Эушка». На прибывающий поезд устремлен взгляд заслуженных генералов, офицеров и солдат,  прибывших  встретить первый пассажирский поезд из Москвы. Изгибаясь полукругом, светлозеленые вагоны катятся к асфальтированной высокой платформе. Под застекленным зонтом  перрона крупные портреты вождей советского народа. 
    Поезд, вздохнув автотормозами, медленно останавливается.
    По случаю прихода первого московского поезда в Берлин слово предоставляется машинисту Владимиру Смирдану.
    Из паровозной будки вышел невысокого роста, светловолосый машинист. Опершись на прутья обрешетки, он заговорил:
    — ...На этом паровозе, -машинист скупым жестом указал на номер паровоза, написанный светлой краской, "Э-У-713-25", — мне посчастливилось с боевыми товарищами Егором Коваленко, Павлом Кононовым, Николаем Ковалевым, Сергеем Лукьяненко и другими паровозниками водить воинские эшелоны к фронту, в охваченный пламенем Сталинград, под огненный Курск, в столицу Украины — город Киев. Мы на своем паровозе подъезжали так близко к грохочущей огнем передовой линии фронта, что были видны вспышки винтовочных выстрелов, окопы противника. Рубцы, вмятины и пробоины на обшивке паровоза - свидетели его боевого пути.
   Именно под Сталинградом, дорогие товарищи, всем своим нутром мы почувствовали нашу выстраданную Победу.
   Своими глазами видел, как все бросали оземь, в скрипучий снег  и ружья, и знамена. Шли пленные немцы бесконечной чередой, окоченев и обессилев...
   Боевой путь машинистов 5-й паровозной колонны Наркомата путей сообщения, особого резерва Ставки Верховного Главнокомандующего пролег через Подмосковье, Ржев, Великие Луки, Белоруссию, Сталинград, Курск, Польшу и Германию. В 1944 году паровозную колонну возглавил деповчанин И. П. Шатинин. В 1946 году паровозная колонна уцелевшим составом прибыла в паровозное депо Чу Алма-Атинской железной дороги, где была расформирована. 

[Предыдущая страница]  [ Оглавление]  [ Следующая страница]


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS