Афанасьева (Кольцова) Валентина Владимировна
 
(из книги  "Псковские железнодорожники в Великой Отечественной войне" (к 60-летию Великой Победы)  Выпуск 3. Они всегда с нами).

   Родилась Валентина Владимировна в 1923 году в Ленинграде. Окончив 7 классов пошла работать в Управление Октябрьской железной дороги.
    23 июня 1941 года была призвана в спецформирование железнодорожных войск НКПС – головной ремонтно-восстановительный поезд №10. В этот же день и началось формирование этого поезда. А 27 июля оно уже завершилось – были оборудованы 5 летучек: путевая, мостовая, связи, водоснабжения и транспортная.
    Через несколько дней получили первое задание: разобрать и вывезти с тупиковых линий от границы с Финляндией рельсы, стрелочные переводы, металлические мостовые пролетные строения, поворотные круги, оборудование связи, водоснабжения и другое ценное железнодорожное имущество. Нельзя было допустить, чтобы оно досталось наступающему врагу.
    С 28 июля Валентина вместе с поездом была в Карелии на станции Элисеваара. Здесь она получила первое боевое крещение – в первый раз попала под бомбежку. Был прекрасный летний июльский день, все занимались своими делами, и вдруг появились самолеты. Вначале их приняли за своих. Но это были «Юнкерсы» и «Мессершмитты». Начали бомбить. Все побежали в ближайшую рощу. Валентина Владимировна помнит, что оказалась одна. Она стояла, прижавшись к дереву. Низко летел самолет, она увидела свастику, лицо летчика, услышала стрельбу из пулемета. Все это повергло ее в шок. Спасла ее, очевидно, зеленая защитная форма. Потом часто попадали под бомбы противника, и появилась даже привычка к опасности.
   Валентина занималась кадровыми вопросами и часто привлекалась к путевым работам.
Военные железнодорожники работали круглосуточно, уничтожая путеразрушителем пути, взрывая водокачки, не оставляя врагу никакого железнодорожного хозяйства. 30 августа поезд №10 вернулся в Ленинград. А 8 сентября началась блокада города. Стояли у Калашниковской набережной Невы. Работы было много – срочной, напряженной. Между тем люди слабели от недоедания, холода, недосыпания. 
Наступила тяжелая зима 1941-42 г.г. Суточный паек состоял из 125 граммов эрзац-хлеба и 75 граммов сухарей, а 60 граммов крупы на человека делились на три части. При трехразовом питании крупа закладывалась в котел из расчета 20 граммов на пол-литра воды. Голод косил людей. Одни умирали в госпиталях, другие тут же, в расположении поезда. Только в январе умерло от голода 117 человек.
   У Валентины Владимировны были в Ленинграде мама и три брата. И хотя она делилась с ними своим скудным пайком, все они умерли. Сначала младший брат, потом средний, потом мама и старший брат. Как и многие другие ленинградцы везла их Валентина хоронить на санках. Чувства притупились. Когда везла тело матери, то только на обратном пути, почувствовав легкие санки, поняла, что она лишилась мамы.
    Но как ни трудно было людям поезда, они мужественно переносили все невзгоды. В Ленинграде скопилось много паровозов, железнодорожных цистерн. Приняли решение организовать их переправу через Ладожское озеро вплавь. Валентина Владимировна вспоминает, что приходилось подолгу стоять в холодной воде, спать в землянках, палатках. И вот, наконец, настало долгожданное время, когда советские войска погнали гитлеровцев от Ленинграда. Вслед за наступающими двигались и подразделения поезда №10, восстанавливая железнодорожные пути, станции, мосты.
     В 1945 году Валентина Владимировна вместе со своим подразделением была направлена на Забайкальский фронт. Там они строили дорогу в обход Байкала. Расформирование поезда продлилось до 1948 года. Вместе с мужем Валентина Владимировна вернулась в Ленинград, затем они переехали во Псков. Здесь она 21 год проработала в дистанции пути: в отделе кадров, местном комитете. Муж и дети Афанасьевой В.И. тоже железнодорожники.
   Редакционная коллегия головного восстановительного поезда №10 за выпуском стенной газеты. 1942 год. Орлов, Алишенкова, Кольцова, Елизарова, Вацура, Суварев?
   На занятиях кружка санинструкторов. Ленинград. 1942 год
   Группа военнослужащих головного восстановительного поезда №10. 1942 год. Стоят военфельдшер Лебедева Анна Сергеевна, санитарка Пуховская Лида, инженер Елизарова Валентина Васильвна. Сидят - чертежница Вацура Вера Даниловна, нач. мех. колонны Лавренюк Петр Михайлович, зав. л/ стол Кольцова Валентина Владимировна
   Афанасьева В.В. 1943 год. Шлиссельбург. В день награждения медалью «За оборону Ленинграда»
   Встреча участников строительства «Дороги Жизни» 29 января 1966 года
   О семье Валентины Владимировны Афанасьевой.

Р.Н.Королькова
Псковский железнодорожный музей
Псков  2004 год
[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS