А если бы всё сначала?

  Почти четверть века водит поезда по Октябрьской магистрали Павел Александрович Волков, и до этого четыре года помощником машиниста отъездил. Первая половина его трудовой биографии связана с локомотивным депо Санкт-Петербург-сортировочный-Витебский с грузовыми перевозками. Вторая – с пассажирскими.
  Не всегда умную иронию по поводу комсомольских починов и советских времён мы, кажется, уже поумерили и, слушая сегодня о том, как машинисты решали те же, в общем-то, вопросы, понимаем: есть чему поучиться. Павел Александрович вспоминает, как его комсомольско-молодёжная бригада, работавшая в Гатчинской колонне, решила переломить ситуацию, при которой машинисты и помощники Нарвской колонны зарабатывали процентов на тридцать больше при одинаковых объёмах тонно-километровой работы. Комсомольцы попросили закрепить за ними тепловоз (а закреплённых машин тогда ещё в депо не было), получили в своё распоряжение самый раздолбанный из всех и решили для начала его отмыть от толстого слоя грязи. Да только эффект оказался непредвиденным: вместе с копотью и мазутом с бортов отскреблась и краска, так что выставленная на просушку машина тут же заржавела. Пережив разнос от начальства, заново покрасили тепловоз. Был он когда-то зелёным, потом чёрным от грязи, потом рыжим от ржавчины, а стал светло-синим. Изготовили огромные комсомольские значки, повесили их на тепловоз. И старая машина, почувствовав заботу, стала работать как часы. Глядя на это, постепенно и другие бригады колонны начали закрепляться за тепловозами. Дальше – больше. Предложили комсомольцы разрешить им переход с повременки на сдельщину (6 копеек за километр). «Как таксисты, что ли, будете?» – повозмущалось было начальство, но потом решилось. Ведь молодёжь не просила себе каких-то благ, а только то, что сама сумеет заработать. Хозрасчет! И они сумели: восемь их тепловозов стали выполнять 30 процентов плана депо, в парке которого было 60 машин. Нужны были километры, и они их осиливали, крутили колёса по двенадцать часов, резко сократив простои. Комсомольцы успевали за смену дважды до Шушар съездить и обратно. Увы, после перестройки система канула в Лету, как и многое другое.
  Возможностью заработать больше среднестатистической суммы была и работа «в одно лицо». Это уже в пассажирском движении. Машинист Волков был в числе первых, кто в 99-м повёл поезда из Санкт-Петербурга на Псков без помощника. Его заработок возрос в полтора раза, сверхурочных не было ни часа.
   Сейчас он водит пассажирские поезда до Новосокольников, Пскова, Пыталово. В летний сезон без сверхурочных никак не обходится. По 200 часов в месяц у Волкова получается. И всего лишь четыре выходных по графику. Да, зарплата «благодаря» сверхурочным в такие месяцы подрастает. Но и цена этого роста – велика. Ведь профессия машиниста требует полноценного отдыха. А заработок в 30 тысяч за норму часов – при огромной ответственности – соблазнительным не кажется. Коллеги-машинисты в «Трансойле» получают куда больше…
  – Павел Волков не просто высококлассный машинист, но и исключительно надёжный и ответственный человек: когда он управляет локомотивом, за поезд можно быть спокойным, – говорит заместитель начальника Санкт-Петербург-Варшавского депо по эксплуатации Юрий Дмитриев. – А ещё он, в лучшем смысле этого слова, дотошный и принципиальный. В том, что касается дела, компромиссы для него невозможны. На таких-то дорога и держится!
  Нынешний год для Санкт-Петербург-Варшавского депо – особенный: в ходе реформирования локомотивного хозяйства дороги в его состав влился цех эксплуатации депо Санкт-Петербург-сортировочный-Витебский. Теперь это огромное объединённое эксплуатационное предприятие. Такая специализация, по расчётам идеологов реформы, должна повысить качественные и количественные показатели работы локомотивного хозяйства дороги. Плюсов и минусов разделения ремонта и эксплуатации деповчане пока ещё не прочувствовали, поэтому отзываются о нём осторожно. Но Павел Александрович, скорее, жалеет о том, что ремонт «отдалился»: раньше машинист после поездки шёл в цех ремонта и общался с мастером, обсуждал возникшие на локомотиве проблемы…
  Недавно он встречался с однокурсниками на праздновании 30-летия выпуска, и ему, преданному железной дороге всем сердцем, было грустно видеть, что большинство из выпускников с неё ушло – на более высокооплачиваемые места. И грустно было узнать, что в техникуме, в который он поступал когда-то при конкурсе три человека на место, в нынешнем году – недобор. «А если бы всё сначала?» – вопрос, наверное, некорректный, и задавать его герою этой зарисовки наши журналисты не стали. Но уже тот факт, что его сын перешёл на четвертый курс ПГУПСа, сам по себе говорит, согласитесь, о многом.
   Сколько воспоминаний накопилось у Волкова! И о том, как спать перед ночной сменой днём умудрялся, живя в одной комнате с женой и двумя детьми. И о том, как обученные им помощники, один за другим, сами становились машинистами. И о том, как в 2006-м на первый Всероссийский съезд машинистов в Москву ездил. Нет, он ничуть не устал. Удовольствие от рейсов получает. Говорит, что автомобиль он не любит (укачивает, мол, в нём), а вот локомотив – самая замечательная машина. Когда так совпадают главное увлечение в жизни и работа – это ли не удача? Впрочем, такие удачи не с неба падают, их люди сами добиваются – целеустремленностью. Он с оптимизмом смотрит в будущее. уверен в себе. Знает, что делает настоящее, нужное людям дело. И делает хорошо.
   Президент РФ Дмитрий Медведев подписал недавно указ о награждении машиниста Санкт-Петербург-Варшавского локомотивного депо Павла Волкова медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
   Ирина Верховная. 9 августа 2008 года. Газета "Октябрьская магистраль".


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS