станция Старая Русса

 Псков - Бологое 
 Чудово - Старая Русса

[Историческая справка] [Карты и схемы] [Западная горловина] [Вокзал] [Восточная горловина]

     Станция Старая Русса находится на 471 километре от Рыбинска. Впервые железная дорога пришла в Старую Руссу в 1878 году, когда построили узкоколейную дорогу Новгород - Шимск - Старая Русса. 
  "Станция Старая Русса размещалась за городом в районе, который в настоящее время соответствует угольному складу с проездом от ул. К.Либкнехта (бывшей Петербургской) по переулку Черепичный (бывший Железнодорожный) на Деповскую улицу. На станции Старая Русса имелись вокзал, паровозное здание с устройствами для экипировки паровозов. Здесь же размещались пакгауз, вагонный сарай, угольный и дровяной склады и другие сооружения железнодорожной инфраструктуры. Ордината (ось) станции Старая Русса от станции Чудово 156 верст 270 сажен."  Из книги А.М.Василькова "Чугунка, которой нет".
  Известен стрелочник этой станции Александр Романов - Приказ №55 1885 года по линии Новгородской железной дороги "О переменах в личном составе..."   из книги А.М.Василькова "Чугунка, которой нет".
 Начальники станции Старая Русса дороги узкой колеи 1878 - 1916 годов. Иллюстрация из книги А.М.Василькова "Чугунка, которой нет".  Из этого списка следует, что с 1878 по 1900 была одна станция Старая Русса.
  В 1897 году буфетная узловая станция Старая Русса входит в состав Новгородской дороги.
  Вторая станция появилась в связи со строительством дороги Бологое - Псков в 1895-1897 годах. С 1900 по 1907 станция узкой колеи называется  Старая Русса - Товарная, с 1907 по 1916 уже Старая Русса II. Начальником станции в эти годы был начальник станции Старая Русса I. В 1917 году здесь останавливались оба литерных, везущих навстречу своей судьбе Императора России. В расписаниях 1917 и 1922-1923 годов станция Старая Русса на 162 километре от станции Бологое.
   С 9 августа 1941 года по 18 февраля 1944 года станция Старая Русса была под управлением немецкой администрации. На карте 1943 года станция Старая Русса показана как узел на 470 километре Старорусской и на 168 километре дороги Чудово - Старая Русса. Станция Старая Русса входила в состав Ленинградской железной дороги и являлась стыковой с Калининской дорогой.
  "18 февраля 1944 года войсками 1-й ударной армии 2-го Прибалтийского фронта был освобождён город Старая Русса.
  Немецко-фашистская оккупация здесь началась в августе 1941-го, а на день освобождения в городе было всего четыре дома и ни одного жителя. За свою многовековую историю Старая Русса не помнит таких варварских разрушений. «Пасмурный февраль, среди развалин ни живой души. Всё мёртво и пусто… Древнего города с тысячелетней историей не существовало. Даже среди многострадальных городов наших, захлёстнутых войной, Старой Руссе выпала особенно горькая доля», – писал военный журналист Ю. Корольков.
  Объём восстановительных работ на станции был огромен. С большим трудом взрывники
30-й отдельной железнодорожной бригады провели разминирование. Один сержант Голубович из 37-го восстановительного батальона обезвредил 283 бомбы. Путейцы и мостовики восстановили пути и построили деревянный мост в самые сжатые сроки. 24 февраля в Старую Руссу прибыл первый поезд.
  Ветеран Е. Садовникова вспоминает: «Узнав из сводок Совинформбюро об освобождении Старой Руссы, старорусские железнодорожники (М. Васильков, Е. Садовникова, М. Буренков, П. Звягин и др.) обратились к руководству Медведевского отделения Калининской железной дороги о направлении их на станцию Старая Русса. Начальником станции был назначен Жарков Николай Елисеевич. В путь отправились пешком. На станции всюду груды битого кирпича, развалины, остовы зданий. И ни одного деревца, ни одного кустика вокруг. Думали: неужели всё это можно восстановить? Жили на территории железнодорожной больницы в разрушенных подвалах и землянках».
  В начале мая появились первые реэвакуированные. Близ «вокзала» – одноэтажного деревянного домика – поставили для них 12 палаток эвакопункта. Здесь и устроились по прибытии. Люди брались за лопаты и носилки."
   20 февраля  2009 года «Всё было мёртво и пусто». А. Васильков, бывший начальник станции Старая Русса. Газета "Октябрьская магистраль"

   На картах 1944 - 1948 годов станция Старая Русса в составе Калининской дороги. В Атласе Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР 1971 года станция Старая Русса значится в числе главных, в Атласе 1987 года - в числе крупных станций.
    "Станция Старая Русса находится на 471 км (точная ордината 470 км + 397 м). 
   О железнодорожниках, которые работали на станции:  
Звягин Павел Александрович - заместитель начальника станции Старая Русса Калининской ж.д. Был награжден значком "Почетному железнодорожнику" приказом МПС СССР 244 от 12 декабря 1944г. , номер значка 34000.   Платонов Кузьма Михайлович - слесарь 13 околотка службы пути Калининской ж.д., награжден орденом Ленина.    Быстров Федор Васильевич - бригадир 11 околотка службы пути Калининской ж.д., награжден орденом Ленина.  До 1 августа 1955 года станция Старая Русса находилась в составе Медведевского отделения Калининской железной дороги. Приказом МПС СССР 1949 от 1 августа 1955 года передана в распоряжение Бологовского отделения Октябрьской железной дороги, а затем приказом МПС СССР 1956 от 28 января 1956 года передана в распоряжение Псковского отделения Октябрьской железной дороги."     Павел Васильков
  До 1975 года станция Старая Русса находилась в составе Псковского отделения, а в  1975 году передана вновь в состав Бологовского отделения Октябрьской дороги.
  Как участковая станция 2 класса станция Старая Русса входила в состав Псковского подотдела в 1996-2000 годах.

Схема станции в 2002 году

     "Прилегающие перегоны однопутные, оборудованы двухсторонней автоблокировкой. 
 Назначение путей:
  1. Главный. Для приема, отправления и безостановочного пропуска четных и нечетных пассажирских и грузовых поездов. Вместимость - 67/105.
  2. Приемо-отправочный для четных и нечетных грузовых поездов. Вместимость - 61.
  3. Приемо-отправочный для четных и нечетных пассажирских и грузовых поездов. Вместимость - 61.
  4. Приемо-отправочный для четных и нечетных грузовых поездов. Вместимость - 61.
  6. Приемо-отправочный для четных и нечетных грузовых поездов. Вместимость - 64.
  8. Приемо-отправочный для четных и нечетных грузовых поездов. Вместимость - 44/64.
  10. Приемо-отправочный для четных и нечетных грузовых поездов. Вместимость - 44.
  12. Приемо-отправочный для четных и нечетных грузовых поездов. Вместимость - 60.
  14. Ходовой. Вместимость - 57.
  16. Погрузочно-выгрузочный. Вместимость - 57.
  24. Вытяжной. Вместимость - 10.
  5. Весовой. Вместимость - 9.
  7. Вытяжной. Вместимость - 10.
  9. Погрузочно-выгрузочный. Вместимость - 31.
  30. Вытяжной. Вместимость - 25.
  32. Погрузочно-выгрузочный. Вместимость - 14.
  34. Погрузочно-выгрузочный. Вместимость - 25."
  Технический формуляр локомотивной бригады ТЧ-18. Октябрь 2002 года, г.Дно.
  Существует
линейный пункт милиции.
  О строительстве дороги Псков-Бологое и наиболее полная схема этой дороги 90-х годов из книги Николая Казюлина "Самовар в упряжке ходит" .
  Из книги Г.Н. Гусакова "Воспоминания начальника станции". Дно. 2003 год.
  О дежурном по станции Гусакове Георгии Никитиче.  
  О начальнике станции Василькове Анатолии Михайловиче.
  О начальнике станции Звягине Павле Александровиче
   "Непосредственно на вокзале сохранились остатки платформы с "шимской" стороны и один путь, оканчивающийся тупиком." "Москва - Псков - Москва 16-17 июля 2007 года" Дмитрий Фокин.
  "Хотел бы уточнить, за часовней такой сквер - там был до войны навес и как следствие булыжный перрон (когда копали под фундамент часовни были видны эти булыжные настилы, очень ровно были сделаны как дорога). Перрон заканчивался там, где сейчас заканчивается дорога (имеется ввиду ее ширина в сторону тупика), вдоль этой дороги не так давно пролегал путь "Новгородский", который разобрали лет 10 назад, но если пройти подальше он виден. Это и был пассажирский путь 7. Тупик 9 был сделан в 60-х годах 20 века, как путь тяжеловесной площадки Псковской механизированной дистанции /МЧ-6/ , а до войны был путь Новгородского парка." Павел Васильков bars_strus@mail.ru
  "Путь в Старую Руссу" 12 июля 2008 года. Газета "Октябрьская магистраль"
  Начальник станции Сергей Андреев  в 2008 году был в числе трех лучших начальников станции Октябрьской дороги, о чем сообщила 13 декабря 2008 года газета "Октябрьская магистраль".
  "Здесь молился царь перед отречением, а сейчас молятся старорусские пассажиры" 6 ноября 2009 года. Газета "Октябрьская магистраль".
  "Среди полей и сельских дорог" 28 мая 2010 года. Газета"Октябрьская магистраль".
  "Любимому руководителю..." 19 ноября 2010 года. Газета"Октябрьская магистраль".
  "Первая российская узкоколейка" 27 мая 2011 года. Газета "Октябрьская магистраль" о 140-летии дороги Чудово - Новгород.
  "Прекратилась продажа пригородных билетов  в кассе станции Старая Русса. Теперь оформление билетов производится проводниками непосредственно в самих пригородных поездах. А информация о графике движения этих поездов вывешивается в зале ожидания вокзала". 29 июля 2011 года. Газета "Октябрьская магистраль".
 
"С одобрения Николая II" 16 января 2013 года. А. Васильков. Газета "Вестник Старорусского края". Статью на проект прислал П. Васильков.
 
"Прибытие поезда Москва - Псков задерживается из-за инцидента в Старой Руссе" 8 августа 2018 года. Первоисточник - Псковская Лента Новостей.
 

Ссылки

  Проект Павла Василькова, посвященный истории и сегодняшнему дню станции Старая Русса

Расписания

Расписание движения пассажирских поездов Новгородской железной дороги с 12 июня 1878 года.  Иллюстрация из книги А.М.Василькова "Чугунка, которой нет".
Расписание движения пассажирских поездов на участке Чудово - Старая Русса на лето 1884 года.   Иллюстрация из книги А.М.Василькова "Чугунка, которой нет".
Расписания движения пассажирских поездов из Москвы и Петербурга до Старой Руссы и обратно на лето 1884 года. Старая Руса!? Иллюстрация из книги А.М.Василькова "Чугунка, которой нет".
Расписание движения поездов на участке Псков- Бологое. 1901 год или ранее.
Расписания движения поездов на лето 1903 года от Дмитрия Фокина.
Расписание движения поездов на дороге Бологое - Псков и обратно на зиму 1903-1904 годов от Дмитрия Фокина.
Расписание движения поездов на лето 1904 года от Дмитрия Фокина.
Расписания движения поездов на зиму 1905-1906 годов от Дмитрия Фокина.
Расписание движения поездов на лето 1908 года от Дмитрия Фокина.
Расписания движения поездов на зиму 1911-1912 годов от Дмитрия Фокина.
Расписания движения поездов на лето 1917 года от Дмитрия Фокина. Участок Бологое - Псков и обратно. Участок Шимск - Старая Русса и обратно.
Расписания движения поездов на зиму 1922-1923 годов от Дмитрия Фокина.
Расписание Чудово - Старая Русса за 1925 год от Дмитрия Фокина.
Расписание движения поезда №№176/175 Таллин - Москва - Таллин в 1977 году.
Расписание движения поезда №10/9 Псков - Москва. 2005 год. 
Стоимость проезда в пригородных поездах от станции Дно.  На 12 мая 2007 года до станций Оредеж и Муры.
 

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS