станция Новосокольники

 Витебская дорога 
  Виндавская дорога 

[Историческая справка] [Новейшие хроники] [Карты и схемы] [Подразделения] [Вокзал] [У вокзала] [Парк "Л"] [Парк "В"] [Парк "С"] [Локомотивное депо] [База запаса] [Прочее]

   506 километр от Москвы.  421 километр от Санкт-Петербурга. Станция Новосокольники открыта в 1901 году в связи со строительством Московско-Виндавской железной дороги. Название по местечку Сокольники (Старосокольники), находившемуся в 10 км от неё  на территории Витебской губернии, а станция располагалась на гужевой дороге из Великих Лук в Сокольники (Старосокольники) уже Великолукского уезда. 
  "Санкт-Петербург – Езерище, 487 км" 28 августа 2009 года - 5 марта 2010 года. Газета "Октябрьская магистраль" о происхождении названия.
  "Новосокольники. Районный центр получил наименование от местечка Сокольники Витебской губернии (ныне - д. Старосокольники Маевской волости). Изначально пересечение железнодорожных линий "Москва - Виндава" и "Дно - Витебск" и сооружение узловой станции планировалось именно там. Великолукское земство попыталось "перетянуть" столь выгодное предприятие на свою территорию. Долгая борьба завершилась компромиссом - станцию построили на самой границе Псковской и Витебской губернии. Официальным днем рождения города считается 24 (11 ст. ст.) сентября 1901г., когда по железной дороге было открыто коммерческое движение."   Юрий Алексеев. Словарь топонимов Новосокольнического района.
  Были построены паровозное депо с мастерскими для малого ремонта, 20 жилых домов, здания для отдыха кондукторских бригад. Был построен в 1912 году "тщанием управления Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги"  и Свято-Никольский храм,  разрушенный во время войны. Информация Алексеева Ю.Н.
    11(24) сентября начато коммерческое движение по линии Дно - Новосокольники. С 1989 года этот день отмечался  как День города. Позже его стали отмечать в День железнодорожника. В гербе города в 1991 -2004 годах присутствовал паровоз.  Однако с 2005 года газета "Новосокольнический край" выходит вот с таким гербом, где есть только стилизованное и очень странное изображение  железной дороги. Вот история этого вопроса.
  В расписании лета 1903 года станция присутствует в составе участка Дно - Ново-Сокольники, в расписании зимы 1905-1906 годов станция Ново-Сокольники находится на 395 версте от СПб и на 138 версте от Витебска. Что касается Виндавской дороги, то в  расписании лета 1903 года станция на 475 версте от Москвы и 270 версте от Крейцбурга, в расписании зимы 1905-1906 годов на том же расстоянии от Москвы и в 552 верстах от Виндавы. 
   После революции главой поселкового Совета был рабочий железнодорожного батальона К.М. Отс. Город с 6 июня 1925 года. Перед войной это крупный узел в 10 тысяч населения с паровозным депо, ремонтными мастерскими, вагоноремонтным пунктом. Известен довоенный дежурный по станции Александр Езопов. Будущий Герой Советского Союза Тихмянов Леонид Павлович родился в Новосокольническом районе и работал на железной дороге. 
  О работнице станции Станкевич Анастасии Петровне.
  Судя по картам 1943 года до войны участки Себеж - Великие Луки и Новосокольники - Невель были двухпутными, а Новосокольники - Дно - однопутным.
   Во время войны многие местные железнодорожники служили в пятой железнодорожной колонне Особого резерва НКПС. 
  В 1990 году вышла интересная книга А. Андреева "Новосокольники", посвященная истории города, станции и 5 железнодорожной колонне. Выдержки опубликованы здесь. 62 отдельный дивизион бронепоездов за участие в освобождении города получил почетное наименование «Новосокольнический». Новосокольнический машинист В.И. Смирдан после Победы привел первый прямой пассажирский поезд Москва- Берлин. До 1948(?) года существовало Новосокольническое отделение Октябрьской дороги, позже объединенное с Великолукским. На станции Новосокольники  до сих пор не внедрена электрическая централизация, т.е. все стрелочные переводы на них на ручном управлении. 
    В городе установлен в качестве памятника паровоз 9П №21582 1948 года постройки ордена Трудового Красного Знамени завода имени Ф.Э. Дзержинского в городе Муром. Есть памятник погибшим  ночью 20 июля 1944 года в результате налета немецкой авиации 101 железнодорожнику военно-эксплутационного отделения №10 Восточно-Сибирской дороги. Здесь находился  штаб ВЭО, зона ответственности простиралась до Идрицы(?). По некоторым данным, в Новосокольниках сохранились три паровоза типа Л: №4245 (переведен из Великих Лук) и н/у.
  В Атласе Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР 1971 года значится в числе главных узловых, в Атласе 1987 года - в числе крупных узловых станций. В бытность Псковского подотдела 1996-2000 годов была участковой станцией 2 класса с ручным управлением стрелками.
   В 2001 году обещали провести капитальный ремонт вокзала. У него есть Московская  и Санкт-Петербургская стороны. На второй висит мемориальная доска в честь освобождения города и станции. Есть красивое здание Дома отдыха локомотивных бригад. На станции открыта библиотека железнодорожников.

Схема станции в 2002 году

  "Прилегающие перегоны однопутные, оборудованы двухсторонней автоблокировкой. Перегон Новосокольники - Гущино оборудован полуавтоблокировкой. Назначение путей:
  Парк "Л"
  1. Приемо-отправочный для приема и отправления четных и нечетных пассажирских и безостановочного пропуска нечетных грузовых поездов и для заезда и выезда в депо.
  2. Главный. Д
ля приема, отправления и безостановочного пропуска четных и нечетных пассажирских и грузовых поездов.
  3. Приемо-отправочный для
приема, отправления  четных и нечетных пассажирских и грузовых поездов.
  4. Приемо-отправочный для
приема, отправления  четных и нечетных  грузовых поездов.
  Парк "В"
  1. Приемо-отправочный для
приема, отправления четных и нечетных  грузовых поездов, а также погрузочно-выгрузочный.
  2. Главный. Д
ля приема, отправления и безостановочного пропуска четных и нечетных пассажирских и грузовых поездов.
  3. Приемо-отправочный для
приема, отправления  четных и нечетных пассажирских и грузовых поездов.
  4,5. Приемо-отправочный для
приема, отправления  четных и нечетных  грузовых поездов.
  6,7.
 Приемо-отправочный для
приема, отправления  четных и нечетных  грузовых поездов. Сортировочный.
  9,10. Пути "ВЧД".
  Парк "С"
  1. Приемо-отправочный для приема и отправления четных и нечетных пассажирских и безостановочного пропуска нечетных грузовых поездов и для заезда и выезда в депо.
  2. Приемо-отправочный для приема и отправления четных и нечетных пассажирских и безостановочного пропуска нечетных грузовых поездов.
  3. Главный. Д
ля приема, отправления и безостановочного пропуска четных и нечетных пассажирских и грузовых поездов.
  4,5,6,7. Приемо-отправочный для
приема, отправления  четных и нечетных  грузовых поездов.
  8. Приемо-отправочный для
приема, отправления  четных и нечетных  грузовых поездов. Сортировочный.
  9. Приемо-отправочный для
приема, отправления четных и нечетных  грузовых поездов, а также погрузочно-выгрузочный.
  Ветвь №1 - съезд с Витебской на Московскую сторону.
  Ветвь №2 - съезд с парка "С" в парк "В" и заезда и выезда в депо.
  12,13,14,33,20,21,22.  - пути депо
".
  "Технический формуляр локомотивной бригады ТЧ-18. Октябрь 2002 года, г.Дно".

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS