Паровозы серии С


№№ паровоза Год выпуска Завод Заводской номер Поступил с завода на дорогу Когда был на Псковских дорогах Примечания
С.1-5 1910 Сормовский - Северо-Западные 1910 Все использовались для тяги курьерских поездов на участке Петербург - Псков (273 км).
С.6-10 1911 Сормовский - Северо-Западные 1911
С.23 1912 Сормовский? 1697 ? Северо-Западные 1948,  депо Псков старший машинист П. Курзин
С.24 1912 Луганский? 1465 ? Северо-Западные 1946, депо Дно старший машинист М. Карпов
С.45 1912 Невский 1934 Северо-Западные "Существует фотография из частного фотоальбома, сделанная в Луге ещё до революции. Фото плохое, но на нём чётко просматривается номер паровоза С № 45!". Михаил Семёнов, Луга
С.53 1913 Невский 1977 Северо-Западные 1951, депо Псков старший машинист В. Жуков
С.57/2 1913 Невский 1981 Северо-Западные 1951, депо Псков старший машинист И. Покровский
С.66 1913 Невский 1985 ? Северо-Западные 1953, депо Псков старший машинист  И. Озернов
С.68 1913 Невский 1992 Северо-Западные 1945-47, депо Дно старший машинист  К.С. Серебряков
С.104 1915 Сормовский 1975 ? Московско- Курская 1947, депо Псков старший машинист А. Авдашков
С.187 или 127 - - - - 1930, депо Великие Луки Здесь у него другой номер. И. Гранкин, А.Стрелков, Н. Струнин
С.203/2 1915 Сормовский - Николаевская 1952, депо Псков старший машинист А. Рубакин
С.205/1 1915 Сормовский - Николаевская 1946, депо Псков старший машинист А. Архипов
С.211 1915 Сормовский - Николаевская 1946, депо Дно старший машинист М.Жигодло
С.224 1915 Сормовский - Николаевская 1919, депо Великие Луки отремонтирован на субботнике
С.255 1913 Невский 2015 Южные 1946, депо Дно старший машинист Н. Панов
С.278 1914 Сормовский - Николаевская 1948, депо Псков старший машинист П. Кузьмин
С.303 - - - - 1930, депо Великие Луки -
С.312 1916 Харьковский - Николаевская 1946, депо Псков старший машинист И. Петров
? ? ? ? ? станция Новосокольники годы оккупации

    Первые 10 паровозов серии С формулы 1-3-1 №№1-10 поступили на Варшавскую дорогу. Если до 1910 года поезд до Варшавы был в пути 22 часа 35 минут, то в 1911 только 18 часов 02 минуты. Участок до Пскова поезд преодолевал за 3 часа 50 минут. Для сравнения самый быстрый по графику поезд 1988 года Ленинград- Черновцы с ТЭП60 в голове следовал по этому маршруту 4 часа 18 минут. 

  В настоящее время сохранился только один паровоз этой серии- С.68, тот, который работал на Псковских дорогах. Сейчас под своим номером он стоит на Варшавском вокзале рядом с паровозом СО
   История его такова. 23 сентября 1913 года он поступил на Северо-Западные железные дороги. Позже эта дорога стала называться Октябрьской. В 1934 году паровоз трудился в депо Ленинград- Варшавский, после 1942 года он снова на Октябрьской, с 1945 по 1947? приписан к депо Дно. В июне 1960 его и С.255 продали военным, которые переоборудовали его под котельную завода железобетонных изделий в районе Хорошевского шоссе в столице. С.255 не повезло, его в 1973 году порезали на металлолом. А паровоз С.68 в начале 70-х годов обнаружила группа любителей железнодорожной техники. 
   Потребовались долгие годы  для того, чтобы восстановить этот паровоз. Чтобы как-то подействовать на наших чиновников, ему поменяли номер на С.245. Паровоз с таким номером участвовал в переезде правительства В. Ленина в Москву, а мы знаем, как везло паровозам, как-то связанным с именем вождя. Например, У-127 или найденному в Сибири на лесоповале ОВ-7024, в свое время участвовавшему в субботнике. 
   Подробно об восстановлении паровоза С.68 написано в  замечательной монографии Александра  Никольского "Паровозы серии С" (Москва,1997 год) и в его более ранних статьях 1981-1984 годов. Паровоз был восстановлен к 7 августа 1983 года. 
 

Фотографии паровозов из книги А. Никольского "Паровозы серии С"

    Паровоз С.68 (еще с номером 245) на обложке книги А. Никольского "Паровозы серии С".
    Паровоз С.224 поступил на Николаевскую дорогу в 1915 году с Сормовского завода. В 1918 году использовался в качестве траурного после убийства чекиста Урицкого. В 1919 году он ремонтировался на субботнике в Великих Луках. В Псковском железнодорожном музее есть фотография, доказывающая это.
    Паровоз С.255 с 1916 года на Николаевской дороге. В 1934 году участвовал в перевозке гроба с телом С. Кирова в Москву. В 1973 году порезан на металлолом. Здесь он попал на рекламу железнодорожной печати в 1929 году. Музей локомотивного депо Москва- пассажирская Октябрьской дороги.
    В конце 20-х годов паровоз С.255 был запечатлен на фотографии Л. Амурского "Чугунная тройка". Слева направо: С.245, С.227, С.255. Журнал "Советское фото", №2, 1939 год.
    Паровоз С.68. Фотография из архива Центрального научно-исследовательского института технико-экономической информации железнодорожного транспорта.
    На испытаниях. Лекцию на ст. Великие Луки читает профессор Ю.В. Ломоносов. Из книги "Опыты над паровозами". В 1912 году профессор Ломоносов был назначен главой "Конторы опытов над типами паровозов". Паровозы испытывались и на Николаевской дороге. Им был сделан вывод, что паровозы серии С должны быть использованы на дорогах без крутых кривых и на угольных железных дорогах.
    Подорванный паровоз С на станции Новосокольники. Фотография сделана в годы оккупации. Книга "Локомотивы идут на войну". Г. Вензель, Вена.
    Эта табличка с паровоза С.255, которая чудом сохранилась. Раньше она хранилась во Всесоюзном обществе любителей железных дорог и в дни демонстрации восстановленного паровоза С.68 (245) прикреплялась к его сухопарнику. Фотография И.М. Хилько.
    Поезд с паровозом С на Петербурго-Варшавской дороге. Фотография из коллекции Б.В. Януша

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS