"Наш маленький псковский трамвай мог бы совершенно затеряться на съезде крупнейших трамвайных представителей, но он обратил на себя внимание самой дешевой платой за проезд и незначительным штатом по обслуживанию одного вагона."
Инженер электростанции Кузнецов.
Из доклада на Всесоюзном трамвайном съезде. Ленинград, февраль 1925 года

Конка и трамвай в Пскове

   [История трамвая] [Трамвайные линии и остановки] [Колея] [Подвижной состав] [Тарифы и окупаемость] [Время и скорость] [Вопросы, ссылки, литература]
[ст. Псков - Иркутские казармы] [Иркутские казармы - Реальное училище] [Реальное училище - дом Гессе] [дом Гессе - Торговая площадь] [Торговая площадь - Запсковье] [станция Псков II - Торговая площадь] [Завеличье]

  Перегон от третьей остановки до Торговой площади

  Конка на Плоской улице напротив трехэтажного дома Гладкова.
  Трамвай выезжает с улицы Плоской на перекресток с Великолуцкой. Дом Гладкова справа.
  Вид на перекресток с улицы Великолукской. Перед домом Гладкова рельсы уходят влево на улицу Плоскую. Второй линии еще нет.
  1942 год. Вот, что осталось от дома Гладкова на улице Плоской. Псков в развалинах. На переднем плане трамвайные рельсы. Хорошо виден путь 2 линии, а первой - еле проглядывается.
  Напротив Коммерческого банка (ныне здесь дом с магазином "Алмаз") с 1914 года встречались две трамвайные линии
  Рельсы на Великолуцкой улице (где ныне магазин "Алмаз"). Путь узкой колеи для конки. Идет в сторону Великолуцкой улицы. Куда, в будущее трамвайное депо?
  Трамвайный путь напротив дома Хмелинского и старой почты (сейчас на  месте дома Хмелинского почтамт). 
  В годы немецкой оккупации 1918 года на этом же месте два трамвайных пути
  По мотивам этой карточки художником Д.Светличным (2002 год) написана картина. Собрание псковича П.Г.Бычкова.
 1942 год. Два пути здесь еще присутствуют.
  В 1951 году здесь нет ни рельсов, ни дома Хмелинского
  Трамвай на Торговой площади напротив Кожевенного ряда. Немного не доезжая остановки.

      На Торговой площади остановку и разъезд трамваев сделали перед старым зданием городской Думы

  Разъезд двух трамваев №№12 и 13
  На этой фотографии 1914 года на Торговой площади (напротив нынешнего кинотеатра)  видим два трамвая. Кроме разъезда хорошо видны под повозкой рельсы второй линии.
  На этом же месте вагон конки. Разъезда не видно
  На зимней фотографии виден разъезд, но трамваев нет.
  Вид площади с трамваем. Видна только одна линия.
  На фотографии от 1 мая 1917 года манифестанты на площади. Видим два трамвайных пути
  Трамвай на Базарной площади. Послереволюционный снимок - два пути, а не разъезд.
  1942 год. Торговые ряды. Два трамвайных пути.
  1942 год. Немецкий указатель в Пскове. На втором плане трамвайный путь. "На этой фотографии Торговая площадь - вид со стороны Ольгинского моста. Указатель на Гдов, Ригу, Ленинград". Алексей Старков - "Забытые крепости ХХ века"
  В 1926 году приступили к переделке разъездов на Советской площади, на углу улиц Советской и Профсоюзной, с тем чтобы соединить первую линию трамвая со второй. Переделка их дала еще одно преимущество: прежде разъезды были устроены так, что позволяли входить в вагон только левой стороны, теперь это можно было делать и с правой. К сожалению, пока нет ни одной фотографии, доказывающей соединение линий на перекрестке Плоской (Профсоюзной) и Великолуцкой (Советской). Более того, на немецкой фотографии, предположительно 1942 года, нет этого соединения!
  Немецкая фотография этого перекрестка. Фотография с развалин дома Гладкова.

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS