"Сухопутные броненосцы" на Псковщине

  Идея применения железнодорожного подвижного состава в боевых целях зародилась в середине 19 века. Однако основательных попыток ее реализации не было вплоть до 1899 года, когда на юге Африки разразилась англо-бурская война. Используя партизанские методы борьбы, буры наносили серьезный урон основным тыловым  коммуникациям противника - железным дорогам.
  Англичане, изыскивая контрмеры, начали вооружать свои поезда. Постепенно они перешли от примитивной установки артиллерийских орудий на платформы к блиндированным и броневым поездам импровизированного исполнения, а затем и к типовым бронировкам вагонов и паровозов.
   В России произошло нечто подобное. По внешнему виду наши "блиндпоезда", массово строившиеся в 1918-1919 годах, мало отличались от английских времен.
   Вошло в историю имя псковского городка Себеж, которое было присвоено одному из броненосцев. В течение шести суток в депо железнодорожной станции Великие Луки рабочие и красногвардейцы из солдат-артиллеристов смонтировали бронепоезд. Он состоял из двух четырехосных платформ с откидными бортами только с торцевых сторон, обшитых подтоварником и между обшивкой и бортами - засыпанных песком. На одной платформе на помосте было установлено 3-дюймовое орудие. В торцевой части двух платформ из бревен были сделаны блиндажи с амбразурами для пулеметов.
    Свой первый бой бронепоезд принял под Себежем, где разгорелись ожесточенные бои с немецкими частями. Красноармейцы при поддержке бронепоезда стойко отразили натиск превосходящих сил противника.
  Командирами на бронепоезде были Е.У. Полетаев, Павел Буре, комиссарами - А.Ф. Рогачев, М.П. Моисеев.
  Себежский бронепоезд участвовал в подавлении кулацкого мятежа в Опочке, затем был направлен на ликвидацию эсеровского восстания в Ярославль. Громил интервентов под Мурманском и Архангельском. Закончил свой боевой путь бронепоезд под Брянском в 1920 году. На станции Балва он был расформирован.
  Однако не только себежский бронепоезд сражался на псковской земле.  Когда в феврале 1918-го в бою за оборону Пскова с немецкими частями поддержку нашим войскам оказывал 1-й революционный бронепоезд, который входил в состав псковского отряда.
  В гражданской войне 1918-1919 годов активное участие приняли псковские железнодорожники. В Великих Пуках, куда временно переносился центр губернии, рабочие депо формировали бронепоезда и бронелетучки. Так с 15 мая 1918 года по 18 июня 1918 года был .сформирован бронепоезд и передан в Псковскую дивизию в составе 50 человек. В октябре 1918 года Псковская дивизии переименована в Литовскую.
  Под Псковом сражалась бронелетучка псковских железнодорожников под командованием Г. Томчука. При ее поддержке в августе 1919 года Псков был освобожден от банд Булак-Булаховича.
   В ноябре 1918 года Красная Армия приступила к изгнанию немецких захватчиков с территории Псковской губернии. И когда противник пытался артиллерийским огнем, который он вел из Крестов, остановить наступление, в бой с артиллерией врага вступил бронепоезд под командованием С.П. Волкова. Батареи врага были подавлены.
  В боевых действиях на Псковщине два дня участвовал и прославленный питерский бронепоезд № 6 "В.И. Ленин", где комиссаром был Иван Газа, а командиром -Авраалий Шмат.
   К началу Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии насчитывалось 10 дивизионов бронепоездов. Располагались они вблизи западной границы.
   Вероломное нападение Германии на Советский Союз не застало бронепоезда врасплох. В первые часы войны на многих участках Львовской и Ковельской железных дорог вступили в бой с фашистами бронепоезда. В защите Псковской земли с декабря 1942 года участвовали два дивизиона бронепоездов - 57 и 62. Стратегический треугольник Великие Луки - Невель - Новосокольники был связующим звеном между Демянской и Ржевской группировками фашистов. Железная дорога Витебск - Дно, главная артерия, снабжала вражескую группу армий "Север",
  Гитлеровцы превратили Великие Луки в мощный узел сопротивления с развитой системой дотов, дзотов, минных полей, противотанковых укреплений. Уже 31 декабря орудия 62-го ОДБП в качестве "новогодних подарков" нанесли мощные удары по вражеским укреплениям.
   Совместно с артиллерией 7-й эстонской стрелковой дивизии и 1198-го гаубичного тяжелого артиллерийского полка бронепоезда нанесли массированный удар по цехам паровозного депо, окрестным селам Курьяниха, Гнилка. 7-е января 1943 года ознаменовалось непрерывными схватками экипажей бронепоездов с вражескими самолетами. Трижды они отражали воздушные налеты.
  В боях под Невелем 57-й ОДБП уничтожил 10 огневых точек, подавил огонь двух минометных батарей, 8 орудий, рассеял и уничтожил до двух батальонов вражеской пехоты.
  В начале января 1944 года перед 22-й армией была поставлена задача: овладеть Новосокольниками. Решающая роль в прорыве к Новосокольникам отводилась частям 178-й стрелковой дивизии генерала А.Л. Кроника. Для огневого усиления в оперативное подчинение был передан 62-й ОДБП.
  Уже 18 января артиллеристы бронепоезда № 653 открыли огонь по вражеским позициям. Зенитчики бронепоезда отбили четыре воздушные атаки противника. Во второй половине дня вышел на боевые позиции бронепоезд № 701.
   Утром 29 января 1944 года бронепоезда 62-го дивизиона подошли к станции Новосокольники на 800 метров и повели огонь по врагу, помогая и закрепляя успех пехоты. Новосокольники были освобождены.
   В феврале 1944 года приказом Верховного Главнокомандующего 62-му особому дивизиону бронепоездов было присвоено почетное наименование "Новосокольнический". Вскоре 62-й Новосокольнический дивизион бронепоездов был переброшен в Прибалтику.
   С октября 1945 года началось расформирование 20 отдельных бронедивизионов.
   За мужество и стойкость, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны, награждены: орденом Красное Знамя - 46-й, 56-й, 73-й бронепоезда, орденом Александра Невского - 31-й отдельный особый дивизион бронепоездов. Удостоены почетных наименований девять отдельных дивизионов бронепоездов.
     Н. ГОРБАЧЕВ, зам. председателя Псковского отделения ВООПИК
  На фотографии из этого номера газеты личный состав бронепоезда "Буря".
   Псковские хроники № 8(18) 2000 год.


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS