Псковская Энциклопедия 2003 года

 
Начало | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я

Энциклопедия вспомнила о Псковских железных дорогах в следующих статьях:

   Павлов Владимир Ильич (04.09. 1956) -  заслуженный работник транспорта Российской Федерации (1993 год), слесарь. Родился в деревне Грибушино Великолукского района Великолукской области. В 1974-1976 годах служил в рядах Советской Армии. С 1977 года работает на Великолукском локомотиворемонтном заводе: слесарем по ремонту подвижного состава, мастером смены участка по разборке и сборке, старшим мастером цеха по ремонту дизелей. С 1983 года - слесарем по ремонту подвижного состава. Награжден Дипломом Министерства путей сообщения РФ "Победитель в отраслевом соревновании за 1994 год".
** О
Великолукском заводе на нашем проекте.
  
Панов Дмитрий Петрович (08.11.1923 - 07.02.1976) -  Герой Советского Союза, лейтенант. По энциклопедии после войны продолжал службу в армии до 1956 года, после жил и работал в Ленинграде.
** Статья иллюстрирована фотографией,
которая есть на нашем проекте.
**
Статья о Панове Д.П. на нашем проекте.
**
Статья из нашего проекта, где по другому описана история послевоенной жизни Панова Д.П. В ней говорится, что после войны он пришел в Великолукское депо кочегаром, потом стал одним из лучших машинистов. Кому верить?
  
Пантелеев Василий Лаврентьевич (1923-18.04.1992) - кавалер трех орденов Славы... После войны работал ревизором-контролером пассажирских поездов.
**
О Пантелееве В.Л. на нашем проекте.
  
Печоры - город, административный центр Печорского района.....Есть железнодорожная станция...
**
О станции Печоры - Псковские на нашем проекте.
  
Плюсса - поселок городского типа. Поселок возник на месте железнодорожной станции Плюсса и находившейся здесь деревни Плюсса. Станция построена в 1862 году...
**
О станции Плюсса на нашем проекте.
  
Покровский Иван Васильевич (14.01.1912 - 22.09.1984) - Герой Социалистического Труда, старший машинист паровозного депо Псков Октябрьской железной дороги. Родился в городе Пскове в семье рабочего-железнодорожника. Образование среднее. Трудовую деятельность начал в 1927 году в паровозном депо Псков учеником слесаря-инструментальщика. С ноября 1929 года - помощник машиниста, а с октября 1934 года - машинист паровоза. В период Великой Отечественной войны (1941-1945 годы) работал в депо Новокузнецк Томской железной дороги, затем на прифронтовых железных дорогах Северо-Запада России. В сентябре 1945 года вернулся в паровозное депо Псков, трудился в должности паровозного машиниста, а затем машиниста-инспектора до выхода в 1967 году на пенсию. Одним из первых в отделении дороги начал вождение тяжеловесных поездов. проявил инициативу в создании колонны имени XXI съезда КПСС, затем и возглавил ее. Колонной было проведено 2505 тяжеловесных поездов, которые перевезли 1254516 тонн груза сверх нормы. Подготовил десятки молодых машинистов и помощников.. Избирался делегатом XXII съезда КПСС.
**
Статья о Покровском И.В. на нашем проекте.
  
Порхов - город, районный административный центр.... В 1896-1897 годах через Порхов прошла ветка железной дороги, соединившая Дно и Псков, построен вокзал...
**
Статья о станции Порхов на нашем проекте.
  
Псков - вокзал железнодорожной станции -  был открыт 9 сентября 1863 года. Выстроен по проекту французского инженера Пиреля в связи с открытием движения в 1859 году поездов по Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороге. Перестраивался в 1895 году. Одно время вокзал называли Варшавским. Частично был разрушен в Великую Отечественную войну (1941-1945 годы). Восстановлен в 1949 году. К 1100-летию первого упоминания Пскова в древней летописи осуществлена реконструкция вокзала по проекту псковского института "Спецпроектреставрация". В 1900 году на вокзале был В.И.Ленин ( в память об этом у главного входа вокзала установлена мемориальная доска). В 1905 году здесь проходили революционные выступления рабочих. В ночь со 2 на 3 марта 1917 на вокзале станции Псков император Николай II отрекся от престола (об этом событии напоминает памятная доска на северном фасаде вокзала). В 1941-1945(!?, это уже антисоветчина...) годах на вокзале станции действовала группа подпольщиков под руководством С.А.Акулова. За 2000 год вокзал обслужил 1 миллион 360 тысяч человек. Начальник вокзала - А.А.Гурин.
** Статья иллюстрирована фотографией,
имеющейся на нашем проекте
** Памятная доска об отречении висит на южной, а не на северной стороне здания вокзала. На северной стороне - доска о пребывании Ленина. Группа машиниста Акулова действовала не на вокзале, который сожгли в конце 1941 года, а на узле. И, конечно, после освобождения в июле 1944 года Пскова, группа на вокзале подпольной деятельностью не занималась...
**
Статья об истории станции Псков и ее вокзале на нашем проекте.
**
Статья о сегодняшнем дне вокзала с фотографиями на нашем проекте.
**
Рабочий проект института " Спецпроектреставрация"
  
Псков - железнодорожная станция -  место остановки на железных дорогах, с устройством необходимых зданий. Здание вокзала в городе Пскове было открыто 9 сентября 1863 года. Неподалеку от железнодорожных путей разместились электростанция, водоемное здание, водокачка (вообще-то, водокачкой в простонародье называют водоемное здание, URAKIS), складские помещения и другие необходимые для нормального функционирования железной дороги здания. Станционный поселок разрастался и благоустраивался, создавая свою, обособленную от города, инфраструктуру. По типовым проектам возводили жилые дома, лечебницы, амбулаторию, школу, пожарное депо. Здесь все было свое: лавки, харчевни, питейные заведения, своя транспортная полиция и жандармерия. В 1862 году было построено паровозное депо. Появилась крупная грузоотправительная станция на железной дороге Петербург-Варшава. После строительства дороги Псков-Рига и линии общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги станция Псков в 1904 году стала узловой. В 1982 году на станции была сдана в эксплуатацию отделенческая железнодорожная больница на 250 коек и новая поликлиника, также была проведена электрическая централизация станции. Ныне станция Псков - узловая на Октябрьской железной дороге.
** О
составе Псковского железнодорожного узла на нашем проекте.
 
Псково-Рижская железная дорога -  построена в 1886-1888 годах. В строительстве этой линии были заинтересованы промышленные магнаты Прибалтики, купцы Псковской губернии и России. Проект постройки Псково-Рижской дороги с веткой на Дерпт "Высочайше утвердить изволил" 27 марта 1867 года (1887 года!) император Александр III, хотя изыскательные работы начались лишь в 1886 году. В связи со стратегическим значением строительство дороги велось за счет государственной казны. Не случайно, эту линию до и после Октябрьской революции 1917 года называли казенной, казенными называли и станционные объекты: казармы, больницы, паровозные депо. Строили дорогу с двух направлений: от Дерпта и Санкт-Петербурга (??, так в энциклопедии!, на самом деле от Пскова). Сооружение новой дороги возглавил инженер путей сообщения действительный статский советник Петр Эрнестович Гетте, построивший линию Екатеринбург-Тюмень. При строительстве дороги Псков -Рига был построен железнодорожный мост через реку Великую. Возводился он по чертежам Д.И.Журавского и С.В.Кербедза. Он стал называться Рижским. На одну версту (1,06 километра) строительства государственное казначейство выплачивало примерно 1653 рубля. В целом на всю постройку было затрачено около 482625 рублей, а содержание аппарата управления дороги только в Дерпте обошлось в 619797 рублей. В 1888 году в нескольких верстах от Печор на опушке леса была построена железнодорожная станция, название которой было заимствовано от названия города. В управление Псково-Рижской дороги вошли еще несколько станций: Новоизборск. Виллы, Ливамяэ, Поровицы. Длина главной линии дороги составила 287 верст (304 километра), а от Пскова до Риги - 192 версты (205 километров). На строительство дороги было израсходовано 178023 кубических саженей (379189 кубических метров) песчано-гравийных смесей, 600 тысяч шпал, 200 тысяч пудов (3 миллиона 276 тысяч килограммов) металлических конструкций. 1 января 1889 года дорога была передана Министерству путей сообщения. Первыми пассажирами дороги стали 639 новобранцев латышского города Венден, которые ехали в  Ригу на сборный пункт. Железная дорога Псков- Рига стала одним из важных путей сообщения в России. Уже в 1891 году она стала приносить прибыль. По состоянию на 2002 год часть линии дороги, проходящей по Псковской области, относится к октябрьской железной дороге.
** Об
истории этой дороге на нашем проекте.
** О
составе этого участка на территории Псковской области.
** О
Рижском мосте на нашем проекте.
** О строительстве дорог на территории Псковской губернии
.
  
Псковский железнодорожный музей -  открыт 27 июля 1967 года. Одним из инициаторов его создания был инженер Александр Иванович Валентик. Первоначально располагался в здании Псковского вокзала, с 1983 года - по адресу: город Псков, улица Вокзальная, дом 46 (правильно 38/29!!). Является историко-краеведческим, отражает историю строительства железных дорог на Псковщине. Одними из наиболее ценных экспонатов музея являются материалы, рассказывающие об участии псковских железнодорожников в задержании поезда последнего русского царя Николая II и отречении его от престола; в витрине музея находится аппарат Морзе, которым пользовались на Псковском вокзале во время этих событий. Проект архитектурно-художественного решения экспозиции музея создали художники Ленинградского промышленно-художественного училища имени В.И.Мухиной под руководством Л.В.Карлова.
** О
Псковском железнодорожном музее на нашем проекте.
**
Страничка о железнодорожных музеях Псковских Железных Дорог на нашем проекте.
  
Пустошка - город, административный центр Пустошкинского района, железнодорожная станция на линии Москва-Рига... От пустоши, купленной для станционных построек у крестьян деревни Звяги за два ведра водки, пошло название железнодорожной станции, а затем и города.
** Очень сомнительная версия Николая Масолова происхождения названия станции. Эту землю заселяли потомки гультяев - пришлых кубанских казаков, состоящих на службе у Речи Посполитой в качестве панцирных бояр. Они не так бедно жили до сталинских раскулачиваний, чтобы что-то за так продавать.
**
Другая версия происхождения названия станции и города.
**
Статья о станции Пустошка на нашем проекте.
  
Пыталово - город, административный центр Пыталовского района... Узел железных дорог на Ригу, Псков, Даугавпилс. Начало городу положила железнодорожная полустанция (станция низшего, 5-го класса), которая находилась на прилегающей к сельцу Пыталово железной дороге, построенной в 1857-1862 годах...
**
Статья о станции Пыталово на нашем проекте.

Энциклопедия забыла: 

   Плющев Константин Петрович (1903) -  начальник Псковского отделения в 1951-1955 годах.
**
Статья о начальниках Псковского отделения дороги на нашем проекте.
  
Пухов Николай Иванович - электромеханик ПЧ-26
**
Статья о Пухове Н.И. на нашем проекте.
**
Статья о ПЧ-26 на нашем проекте.

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS