Дороги Бологое - Псков и Псков - Рига

История этих дорог

   7 июля 1885 года была назначена комиссия для производства изысканий по строительству дороги Псков - Рига с ответвлением на Дерпт. 27 марта 1887 года проект утвержден императором. Стратегически важная дорога строилась только на казенные деньги. Строительство началось 30 апреля 1886 года за Мирожским монастырем в направлении на деревню Шабаново ( сейчас это городская черта). Строили в двух направлениях, так как планировали закончить менее, чем за три года. На территории Псковской губернии находился первый участок (из шести) в составе трех дистанций. Руководил строительством инженер П.Э. Гетте, построивший линию Екатеринбург- Тюмень. Длина дороги до Риги составила 286 верст. 22 июля 1888 года строительство железной дороги Псков - Рига было закончено. Управление дороги находилось в Пскове. Это здание на перекрестке улицы Некрасова и Октябрьского проспекта сохранилось. В управление дороги вошли станции Новоизборск, Виллы, Ливамяэ, Поровицы. Эта дорога обеспечила кратчайший выход псковскому льну к портам Балтийского моря. С 1 января 1889 года дорога передана МПС.
  В 1885 году в России возникло акционерное общество "Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога", которым была построена большая часть дорог нашего края. В 1893 году Псковско- Рижская дорога вошла в состав Балтийско-Псковско-Рижской.
   11 ноября 1897 года открыта для движения железная дорога Псков - Бологое, связавшая губернский центр с Москвой, а значит, и с центральными районами России. А начиналось строительство этой магистрали протяженностью 335 верст 4 июня 1894 года. Был и второй, северный вариант через село Сольцы. Изысканиями руководил тот же П.Э. Гетте. В пределах нынешней Псковской области было построено 6 станций (Березки, Карамышево, Подсевы, Порхов, Дно, Морино). Через 6 километров был разъезд, на каждом(!) километре переезд. Широко привлекались местные крестьяне и железнодорожные войска.  
   В 1897 году Псковской городской Думой утверждено предложение строителей о проведении дороги вблизи Пскова. Она пересекла Варшавскую дорогу у села Березки. На станции Псков 2 ( это в сторону Риги от станции Псков 1 на одну версту) было устроено две платформы: для военных и для пассажиров.
    "Телеграммой начальника Главного Управления Военных Сообщений от 10 сентября 1915 года было предложено усилить пропускную способность Бологое - Псковской линии до пределов, допускаемых однопутной линий, для чего на участке Дно - Псков открыть 4 разъезда в двухнедельный срок, и на участке Бологое-Дно 12 разъездов в месячный срок.
  Эти разъезды были предусмотрены при проектировании железной дороги от Бологое до Пскова, только в проекте они были обозначены под номерами от 1 до 16.
  На участке Дно - Псков четыре разъезда (Роща, Сосынье, Вешки, Кебъ) были открыты 29 сентября - 1 октября 1915 года.
  На участке Дно - Бологое десять разъездов (Селище, Мяково, Взгляды, Колчиха, Редья, Калинец, Кневицы, Муры, Чирки, Угрино) были открыты в период с 10 по 20 октября 1915 года и два остальных (Добывалово, Нарачино) 18 ноября 1915 года. Открытие последних двух разъездов было задержано вследствие отсутствия стрелок."
  Павел Васильков

   С 1907 года дорога Рига-Балтийская - Валк - Псков длиной 310 км в составе Северо-Западных железных дорог. Дорога Псков - Бологое длиной 356 км в составе сети дорог общества Московско-Виндаво-Рыбинской дороги. С 1929 года  эта дорога в составе Октябрьских дорог. Участок Ирбоска- Петсери после гражданской войны был до 1940 года в составе дорог Эстонии. В 1940 году дорога Псков - Дно - Старая Русса входит в состав Ленинградской железной дороги, которая существовала до 1953 года. До войны дорогу называли Старорусской. В первые дни оккупации дорога Клайпеда - Рига - Валга - Псков - Дно называлась "Зеленой линией" из-за важного стратегического значения при наступлении на Ленинград, поэтому сразу же была перешита.
   В 1946 году станция Дно является границей с Калининской дорогой, образованной в 1936 году и ликвидированной в 1961. Станция Ирбоска была началом Эстонской дороги. От Печор одна дорога идет на Валгу, другая на Тарту. В 90-х годах был проект строительства второго пути от Пскова на Печоры.
   Дорога Сонково - Бологое - Дно - Псков - Печоры до границы с Эстонскими железными дорогами "ходит" в перспективных с экономической точки зрения для электрификации. Особенно, если Северная дорога захочет электрифицировать участок Рыбинск - Сонково. В 2000 году на участке Печоры- Псковские- Сонково проведена волоконно-оптическая линия связи.
    20 сентября 2001 года состоялась встреча начальника дороги Г. Комарова с делегацией акционерного общества «Эстонская железная дорога». Здесь было заявлено, что в 2004-м будет электрифицировано направление Ярославль - Печоры. Может быть, вновь, спустя 100 лет, с названием "Рыбинск" будет связано оживление железнодорожной жизни Псковщины?
   Статья о дороге Псков - Рига из книги Николая Казюлина "Самовар в упряжке ходит". Великие Луки. 2002 год.
   Статья о дороге Бологое - Псков из книги Николая Казюлина "Самовар в упряжке ходит". Великие Луки. 2002 год.
  "Дорога в слаборазвитую губернию"  14 августа 2009 года. Газета "Октябрьская магистраль".
  "С одобрения Николая II" 16 января 2013 года. А. Васильков. Газета "Вестник Старорусского края". Статью на проект прислал П. Васильков.
 

  Интересный факт. Начиная от Пскова в сторону Печор-Псковских идет новый километраж. Километровые столбы здесь другой формы. Если почти везде по Псковским дорогам  это две прямоугольные пластины, соединенные углом, то здесь это овальная пластина с цифрами с обеих сторон. Первый такой столб стоит слева от здания вокзала, где раньше были платформы Псково-Рижской дороги. 

Состав участков Псков - Валга и Псков - Бологое

 


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS