Дорога Бологое - Полоцк
 
История дороги
  В конце ХIХ — начале ХХ века Общество Московско- Виндаво- Рыбинской железной дороги, строитель и владелец дороги Петербург—Жлобин, реализует в Европе с помощью французских и немецких банков свои облигации на несколько миллионов фунтов стерлингов. В начале века российское правительство получает французский заем под строительство военной дороги Бологое - Седлец. Кстати, Россия до сих пор за эти дороги не рассчиталась.
   Дорога Бологое - Торопец - Великие Луки - Невель - Полоцк была построена в 1907 году. В этом же году она была выкуплена государством и передана в ведение Николаевской дороги.  По состоянию на 1917 год дорога протяжением 465 км в составе Николаевской дороги.  С 1929 по 1936 год участок в составе Октябрьских дорог. В 1936 году участок Соблаго — Великие Луки — Невель входит в состав Калининской дороги, с 1961 года он в составе Октябрьской дороги.
  " Вторая магистраль - Невель - Клястицы - Полоцк. Зона воздействия калининских партизан - участок Невель - Клястицы, протяженностью 40 км, двухколейная. Исходя из того же расчета, содержит в себе 6400 рельсов." (Из доклада представителя ЦШПД на Калининском фронте т. Рыжикова 3 сентября 1943 года)
  В советское время этот участок нельзя было назвать малодеятельным. По сведениям от Константина Максимова в 90-91 годах по расписанию было как минимум 8 пар грузовых и 4 пары пассажирских поездов. Участок Великие Луки- Невель 1 строился однопутным, но земляные работы были выполнены для двухпутной магистрали. На реках были возведены дополнительные опоры. На перегонах Великие Луки- Чернозем и Чернозем- Опухлики видны оставленные места для второго пути в выемках и насыпях, а также сдвоенные опоры мостов на реках Ловать и других. В конце 90-х годов на участке Полоцк- Великие Луки была произведена замена старого пути на новый бесстыковой. Дорога однопутная, оборудована полуавтоматической блокировкой. 
  В настоящее же время (2007 год) стоит вопрос о закрытии участка Великие Луки - Невель - Клястица.  Первые кандидаты на отмену - поезда: №№6559/6560 Великие Луки- Полоцк (через Опухлики, Невель-1), перевозящий ежесуточно 700 пассажиров, №№6503/04/6561/62 Великие Луки- Новосокольники- Полоцк, перевозящий ежесуточно 300 пассажиров, и №№6563/64 Великие Луки- Невель-2. Кстати, на официальном сайте МПС на карте в составе Октябрьской дороги отсутствует и дорога Бологое- Невель. Наверняка, карта нарисована с "перспективой". 

Ссылки

    Более подробно можно почитать об этой дороге в статье "Заповедная железная дорога" Председателя совета Всероссийского общества любителей железных дорог А. Вульфова, опубликованной на страницах журнала "Наука и жизнь". 
   "Первое столетие" Книга Владимира Ипатова тоже рассказывает о строительстве этой дороги. Великие Луки, 1998 год.  
   Статья о строительстве Бологое - Седлецкой дороги из книги Николая Казюлина "Самовар в упряжке ходит". Великие Луки. 2002 год.
  Примечание.
По сведениям из книги Николая Калюзина на дороге в пределах Псковской губернии были остановочные пункты Гайды, Журы, Ровный Бор и Прихабы. К сожалению нет данных, где они были расположены. 
   А Александр Кондаков поделился с нами своими впечатлениями от своего путешествия по этой дороге в июле 2002 года.
   "Юбилей отдаленного участка" 17 февраля 2007 года.  Газета "Октябрьская магистраль" о грустном праздновании 100-летия магистрали.
   "Бологое-Полоцкой дороге - 100 лет" 24 февраля 2007 года.  Газета "Октябрьская магистраль" об истории постройки дороги.

Состав участка


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS